Елена Сергеевна Безродняя
Консультация «Мнемотаблицы как средство развития словесно-логической памяти у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника помогает развивать :
- воображение;
- ассоциативное мышление;
Публикация «Консультация „Мнемотаблицы как средство развития словесно-логической памяти у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- зрительное и слуховое внимание;
- зрительную и слуховую память.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при пересказах художественной литературы.
Мнемотаблицы занимают основное место в воспитательно-образовательном процессе детского сада и используются в качестве дидактического материала в ходе непосредственной образовательной деятельности. Мнемотаблица представляет собой схему, структуру, в которую можно заложить различную информацию. Мнемотаблицы бывают обучающие (содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям) и развивающие (помогают детям установить логические связки, количественные и качественные характеристики при помощи таблицы).
В мнемотаблицах используется схематичное изображение отдельных частей, предметов; оно облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Методика разучивания стихотворений при помощи мнемотаблиц такова : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
При заучивании стихотворений, например, можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Эта методика имеет высокую эффективность при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. При использовании мнемотаблиц, разучивание и запоминание становится для дошкольников интересным и эмоциональным занятием.
Таким образом, мнемотаблицы представляют собой схемы, в которые заложена определенная информация. Мнемотаблицы широко применяются в ходе НОД, в результате которой расширяются знания детей об окружающей действительности; появляется желание пересказывать; заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям и способствует развитию словесно-логической памяти дошкольников.