Наталья Серебрякова
Консультация «Мини-музеи в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музеи в детском саду.
Что такое мини-музей?
Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.
Публикация «Консультация „Мини-музеи в детском саду“» размещена в разделах
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
При создании мини-музея используется метод системного подхода, который легко и доступно изложен в стихотворной форме (М. С. Гафитулин) :
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то – для чего-то,
Это Что-то – из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то…
Что-то ты теперь возьми,
И в музее рассмотри.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Опыт нашей работы показал, что родителям самим очень нравится участвовать в создании музеев. С горящими глазами они приносят экспонаты из дома. Это не требует от них каких-то затрат, временных и материальных. И давно забытая вещь вновь обретает новую жизнь и приносит пользу.
Наш мини- музей расположился на самом видном и доступном месте для детей, принимаются в него любые экспонаты по темам недели: например, изучая тему «Домашние животные», мы создали мини-музей «Такие разные кошки»
В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно, начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Изучая тему «Посуда», мы создали мини-музей по этой теме.
Внося новый экспонат в музей, дети рассказывали о нем: что это, из чего сделано, как используется в быту, откуда появилось в доме. В конце выставки дети выбирали наиболее понравившийся экспонат, самый необычный, самый маленький, самый большой экспонаты.
По теме недели «Живая и неживая природа» мы создали мини-музей камней, экспонатами стали как полудрагоценные камни, украшения и поделки из камней, так и обычные красивые камешки, найденные детьми.
В рамках недели «Одежда» мы с детьми и родителями создали мини-музей «Застежки для одежки». Дети познакомились с историей появления пуговиц, интересными фактами из истории пуговиц, использованием пуговиц в разное время, разновидностями пуговиц и застежек. Эта тема так заинтересовала детей, что на протяжении нескольких недель они продолжали приносить пуговицы в музей, они рассматривали их, сравнивали, выбирали самые красивые, даже дарили их друг другу на память. Таким образом, у детей развивалась мелкая моторика, тактильная чувствительность, внимание, память, коммуникативные навыки.
Дети – маленькие «любознайки», любят узнавать что-нибудь новое, а путешествовать любят не только дети, но и взрослые, поэтому в мини-музей «По морям, по волнам» принесли очень много экспонатов: ракушки разной формы, размеров, корабли, морские звезды, поделки из ракушек, декоративные рыбки, игрушечные акулы, настольные игры и все, что связано с морем.
Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это педагогика развития дошкольников, которая способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями; является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.