Папки-передвижки

Консультация «Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ»

Лидия Домашняя
Консультация «Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация.

Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Публикация «Консультация „Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, мы встаем перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентированное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти и свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы-создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы, коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это :

1. Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха.

* Для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры:«Жмурки», «Полоса препятствий», «Краски», и др.

* игры помогающие в коррекции агрессии:

«Сражение», «Обзывание овощами, фруктами, ягодами»,«Злые- добрые кошки» и др.

*Игры направленные на снятия напряжения,расслабляющие «Снеговик», «Буратино», «Тряпичная кукла»,«Насос и мяч», «Цветные ладошки» и другие.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности вигровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;

5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Добро пожаловать в Песочную страну….

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Психолог: В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает напесок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

" "Ползут змейки - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

2. Психогимнастика.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арттерапии.

- Игра Кляксы

Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Материал: листы бумаги, жидкая краска (гуашь, кисти, тушь (красная, зелёная, синяя, чёрная)

. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» из краски на лист и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса». Подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» страшные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» эмоция ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается от негативных эмоций, страха. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» ребенок, имеющий страхи успокаивается.

стке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

1. Применять в ходе психогимнастики, пальчиковые игры и упражнения.

ПРИМЕР :

Упражнение «Солнышко - луна».

Пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно//быстро одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется.

2. Использовать глазодвигательные упражнения.

ПРИМЕР :

Упражнение «Конвергенция».

Ребёнок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.

3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения.

Упражнение «Воздушный шарик».

Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счёт 1-4 затем пауза на счёт 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счёт 7-10, затем опять пауза на счёт 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребёнок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.

Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально- личностной сферы.

4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям (В основном используется бессловесный материал). Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела человека.

ПРИМЕР :

Упражнение «Радость».

Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.

5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

ПРИМЕРЫ :

На грядке выросли овощи. Изобразите овощи толстячками (надуйте щёчки, худышками (втяните щёчки).

6. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.

ПРИМЕР :

Войдите в образ берёзки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под лёгким ветерком, под сильным ветром.

7. Психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация).

8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений. Рисование помогает снимать напряжение. Графическое отреагирование особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря.

ПРИМЕР :

«Нарисуй свой страх».

Игра "Нарисуй свой страх" для детей 6-7лет.

Цель: Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.

Ход игры: Дети рассаживаются за столы. Педагог предлагаетим сделать рисунок под названием "Мой страх". После того, как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок.

1-й вариант. Предлагается каждому ребенку Нарисовать свой "страх" в самом большом квадрате поменьше. Так. дойдя до самого маленького квадратика, ребенок постепенно "уничтожает" свой страх, испытывает удовлетворение и облегчение от того, что так его уменьшил, сделал почти неопасным.

2-вариант. Данную игру лучше проводить с ребенком индивидуально, а в крайнем случае с маленькой (3-4 человека) с подгруппой детей. Внимательно наблюдайте за детьми. Определите для себя, с кем из них имеет смысл продолжать игру по коррекции страхов. Пусть ребенок изобразит свой «страх»на листе бумаги, а затем уничтожит его- медленно разорвет этот листок пополам, еще пополам и так до мелких кусков. Уничтожить свой страх можно, закрашивая или зачеркивая его изображения до полного исчезнования.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой.

Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой разнообразим дидактическими играми:

* развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где спрятались герои сказки» и др. ,

* развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

* развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

* развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др. ,

* развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».

Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Основной целью сказкотерапии является:

*Снятие эмоционального напряжения;

* Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

* Установление межличностных контактов между детьми;

* Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

* Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

* Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

* Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Исходя из опыта применения сказкотерапии в программе коррекции с «особенным» ребенком, можно с уверенностью отметь, что с помощью указанного метода, существует большая доля вероятности добиться положительных результатов как в коррекции его личностного развития, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия, а это повышает шанс ребенка на адаптацию в коллективе, в обществе. Работы со сказкой разнообразны, и это прекрасно: работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

Упражнение «Сказочный круг»

Цели: Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 мин.

Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».

На следующем этапе упражнения, предлагаем участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:

Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения? Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору, называли другие участники? Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры, если да, то можете их озвучить.

*** конспект сказки «Муха Цокотуха»

4. Коррекционная работа в сенсорной комнате.

Сенсорная стимуляция очень важна для детей. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

Очень важно взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ, рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

Для детей любого дошкольного возраста можно предложить следующие формулы (их произносит педагог, ведущий тренинг) :

Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор• направлен на пол, дети лежат в световом поле).

Солнышко греет мое лицо.

• Мне тепло и уютно

.• Мои глаза закрыты, они отдыхают

.• Солнышко ласкает лучиками мое лицо

.• Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб)

.• Потом глаза (ребенок трогает область глаз)

.• Теперь нос (ребенок трогает нос).

• Затем щеки (ребенок трогает щеки).

• Мне тепло и уютно

.• Мои руки отдыхают

.• Мои ноги отдыхают

.• Мне тепло и уютно

.• Лесное солнышко поет мне песенку (звучит фонограмма «Утро» Грига).

Мои глаза открываются.

• Мои руки тянуться вверх к солнышку.

• Мы растем, как цветы.

• Нам легко и свободно.

• Мы спокойны.

• Очень эффективно совмещать процесс расслабления с различными вариантами звукового фона (спокойная музыка, плеск воды, шум дождя, звуки природы и пр.). Можно использовать и специально подобранный музыкальный материал.

Литература

1. Васькова О. В, Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речидетей дошкольного возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012.

2. Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Опубликовано 11.06.2015 (Социальная сеть работников

образования nsportal.ru

3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург, «Речь», 2003

4. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 6 января 2022 в 10:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методы, приемы и технологии применяемые в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Домашняя (УИ 371616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД