Журавлева Зоя Викторовна
Консультация «Легоконструирование как мотивация и обучение игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, меня зовут Зоя Викторовна Журавлева, хочу предоставить вашему вниманию, консультацию с практическими элементами на тему «Лего конструирование как мотивация и обучение игровой деятельности».
В наше время большую популярность приобретает такой увлекательный, продуктивный вид деятельности дошкольников как Лего-конструирование. А почему? Потому что дети, используя деятельностный метод, могут самостоятельно сконструировать какую-либо конструкцию или легоигрушку.
Публикация «Консультация „Легоконструирование как мотивация и обучение игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
Лего-конструирование привлекает внимание тем, что дети приобретают возможность с помощью взрослого вначале, а затем самостоятельно получать те или иные знания при сборке легоконструкций, легоигрушку или моделей.
Проведение интегрированных занятий с использованием Лего-конструирования вызывают интерес к техническому творчеству.
Очень тесно Лего-конструирование дошкольников связано непосредственно с развитием речи. Занимаясь в данном направлении, следует подводить ребенка к проговариванию действий, которые он хочет сделать. Проговаривать какие конкретные детали они выберут, необходимое их количество, почему, и т. д. (пример)Такой подход в дальнейшем помогает детям самим уметь подбирать для работы все необходимые детали, определять конечный результат деятельности, и суметь объяснить, почему ребёнок сконструировал мини-робота так именно, а не как-то иначе.
Актуальность Лего значима в наше время, прежде всего потому, что основа ее – конструирование. К тому же именно конструирование является излюбленным видом продуктивной деятельности детей :
1. Является инструментом для развития познавательных способностей дошкольников, обеспечивающим интеграцию областей образования.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, развитие и воспитание, дошкольников в режиме игры.
3. Способствует воспитанию личности социально-активной, формирует навыки сотворчества и общения.
4. Объединяет игру детей с экспериментальной и исследовательской деятельностью.
На основе Лего-конструирования в результате такой организации деятельности детей создаются условия расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательных способностей.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования Лего – конструирования.
В развивающей среде детского сада создан Лего- центр, подобраны уникальные конструкторы первого поколения, разнообразное современное техническое оборудование.
Для проведения непосредственной образовательной деятельности разработаны интегрированные занятия, развлечения с использованием Лего-конструкторов для средней и старшей группы. Разработана картотека схем для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора. Хотя действия с легоконструктором целесообразнее начинать с младшего дошкольного возраста, используя крупный конструктор Лего конструктор.
1.8 Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Данный опыт работы может быть реализован в дошкольных образовательных организациях всех видов при организации образовательной деятельности с дошкольниками, в свободной деятельности детей. Материалы могут быть использованы в организациях, занимающихся семейным воспитанием и в организациях дополнительного образования.
II. Технология описания опыта
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы автор опыта изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС, пополнена развивающая предметно- пространственная образовательная среда в группе, пополнен Лего-центр : картотекой игр; Лего раскрасками, сборниками «Лего-сказок». Разработана программа по «LEGO - конструированию» для детей средней - подготовительных групп.
С детьми начала работу со знакомства с Лего-центром и лего - конструктором. Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.
В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи: обеспечить положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования.
Задачи:
1. Повысить у детей интерес к Лего-конструированию посредством организации активных форм работы с родителями и детьми.
2. Создать в развивающей среде Лего-центр с использованием конструкторов Лего для занятий в условиях образовательной организации в свободной игровой деятельности.
3. Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструирования в непосредственной образовательной деятельности по конструированию (1 раз в месяц) начиная со средней группы.
4. Разработать с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности: «LEGO - конструирование»
Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего-конструированием в учреждении оборудован Лего-центр, где подобраны, согласно возрастным особенностям, современные наборы. В детском саду в каждой группе созданы центры конструирования в соответствии с возрастом дошкольников. Для детей младших групп хорошо подходит «LEGO Duplo», так как серия детских конструкторов «LEGO Duplo», разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет.
Действия дошкольников с разнообразными Лего-конструкторами направлены на развитие познавательных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Освоение Лего-конструирования, в образовательном учреждении проводится последовательно, планомерно, от простого к сложному. Интегрированные занятия по развитию познавательных способностей проводятся по 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе; по 25-30 минут в подготовительной группе.
Чтобы ребенок захотел сам построить что-то в процессе проведения интегрированных занятий, педагоги создают проблемные ситуации, и условия для успешного решения поставленных задач.
На первых занятиях отрабатываются умения построения несложных объектов и простейших форм, прочного, надёжного скрепления частей конструкции в игровой форме. Дети приобретают умение различать и называть строительные детали, использовать Лего- конструктор с учётом его конструктивных свойств (форма, устойчивость, величина).
Начиная со средней группы дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется такая форма работы как конструирование по замыслу.
От конструирования по образцу и замыслу, в средней группе дети плавно переходят к конструированию по простейшим схемам. Данная деятельность предполагает воссоздание отдельных и внешних особенностей реальных объектов. В результате такого обучения формируются познавательные способности, мышление.
Лего-конструирование завершается игровой деятельностью. Создаваемые постройки дошкольники используют в играх-театрализациях, в сюжетно-ролевых играх, используют Лего-элементы при подготовке к обучению грамоте, в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром.
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных, игровых, тематических занятий дети развивают свои познавательные способности, развивается умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление.
Активная включенность в процесс игры, положительная мотивация к обучению, создаёт основу для формирования учебных навыков.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать Лего-конструирование в дошкольных организациях. Лего- конструирование является одним из способов достижения цели и задач в развитии познавательных способностей ребёнка.