Оксана Лобова
Консультация «Культура речи педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура речи педагога»
Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога.
Что такое речь?
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.
Публикация «Консультация „Культура речи педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2017
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.
Культура речи это, прежде всего Этикет. Что же такое этикет?
Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям/родителям. Это нормы и правила, отражающие представление о должном поведении людей в обществе.
Существуют несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных стилей речи.
1. Научный стиль - научная сфера.
2. Публицистический стиль – ораторское мастерство и зык газет.
3. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.
4. Литературно-художественный – художественные произведения.
5. Разговорный - общение в неофициальной обстановке.
К какому стилю речи относится речевой стиль педагога?
Официально-деловой стиль!
Задачи официально-делового стиля: передать официальную и деловую информацию, это точность изложения информации в административно-общественной деятельности, т. е. общение между педагогами/воспитателями и родителями.
Из чего складывается культура речи педагога?
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
• образование педагога;
• качество языкового оформления речи;
• ценностно-личностные установки педагога;
• коммуникативная компетентность;
• четкий отбор информации для создания высказывания;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
• воспитание в семье;
• самообразование.
Как влияет культура речи педагога на взаимоотношения с родителями?
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям/родителям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты. Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты. Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух.
Стиль речи педагога – официально – деловой, тои обращение к родителям - официальное.
Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы» это подчеркивает
вежливое и уважительное отношение к человеку, т. е. к родителю. «Вы» обычно используется при официальном обращении, при обращении к малознакомым людям, родителям!
Если речь педагога поставлена правильно и не содержит слов-паразитов, а также не засорена бранью, родители в большей степени будут с уважением и радостью получать информацию от педагога. И впечатление о вас, как о педагоге будет на высшем уровне!
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.
Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.
К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.