Ксения Владимировна Попова
Дефектологическая культура педагога.
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет
сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания. Поэтому государство и общество уделяют огромное внимание их психолого - педагогической поддержке и сопровождению. Труд специалистов: педагогов, психологов и дефектологов, в жизни каждого особого ребёнка, играет важнейшую роль.
Публикация «Дефектологическая культура педагога,» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Глубокое знание психологических особенностей и проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, понимание его стремлений, тревог и психических закономерностей, умение помочь, направить и поддержать, делают педагога с дефектологическим образованием не просто важным учителем, наставником и помощником для ребёнка, но иногда и настоящим старшим другом, помогающим преодолеть проблемы или научиться с ними жить полноценной счастливой жизнью в современном обществе.
Современные дефектологи – это категория профессионалов, которые отвечают современным требованиям и интересам общества, непосредственно осуществляющих общественно полезную профессиональную деятельность в области обучения, воспитания, развития, социальной адаптации и интеграции людей с нарушениями в развитии, сопровождения их семей, распространения педагогического знания и совершенствования практики работы с лицами с ОВЗ в интересах целенаправленной и эффективной педагогической помощи
Важная составляющая профессионально- личностной готовности педагога, работающего с лицами с ОВЗ, - готовность к оказанию педагогической помощи, которая является интегральным личностным качеством. Она включает эмпатию, толерантность, альтруизм, педагогический оптимизм, ответственность за выбранные приоритеты в работе и за полученный результат.
Дефектологическая культура педагога включает в себя следующие специальные знания, умения и навыки:
- способность выбора и реализации коррекционно – образовательных программ на основе личностно – ориентированного и индивидуально – дифференцированного подходов к детям с ограниченными возможностями здоровья. ,
- способность организации коррекционно – развивающей среды и методическое обеспечение и проведение коррекционно – компенсаторной работы в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. ,
- готовность к взаимодействию с семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществление психолого – педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. ,
- способность анализа результатов медико – психолого – педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.,
- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом корреционно – развивающего воздействия с целью оценки его эффективности. ,
- готовность оказания консультативной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья их родителям, опекунам по проблемам семейного обучения, развития, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения.
- способность использование диагностических данных и данных медицинской документации для организации и осуществления коррекционно – педагогической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. ,
- способность использование правильной специальной терминологии в документах, отчётах, научных работах.
Использование педагогом специальных приёмов и методов является особенностью проведения коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.
Так же необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья при проведении целенаправленных коррекционно – воспитательных занятий.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта преследует следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования.
- обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
- обеспечения вариативности и разнообразия образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, результатом реализации педагогом собственного потенциала правомерно рассматривать примеры различного рода достижений, проявляющихся, в том числе, в интересных, оригинальных уроках с использованием коррекционно – развивающих технологий, в учебно и научно методических разработках, конструктивном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами, в результативности собственной профессиональной деятельности, удовлетворённости самим собой как профессионалом.
В такой деятельности и заключается «дефектологическая культура» педагога.