Приложение МААМ

Семинар — практикум «Культура речи педагога дошкольного учреждения» Учитель — логопед: Пензенко Юлия Сергеевна

Пензенко Юлия
Семинар — практикум «Культура речи педагога дошкольного учреждения» Учитель — логопед: Пензенко Юлия Сергеевна
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Структура мероприятия:

Публикация «Семинар — практикум „Культура речи педагога дошкольного учреждения“ Учитель — логопед: Пензенко Юлия Сергеевна» размещена в разделах

Одной из основных задач развития ребенка в дошкольном учреждении является развитие речи ребенка, т. к. именно дошкольное детство – основной период становления речи. Формирование грамотной речи возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (т. е. связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.

Основная роль при этом принадлежит родителям. Однако многие родители не всегда отдают себе отчет в возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени. В таких неблагоприятных условиях основную нагрузку и ответственность за развитие, в том числе и речевое, вынуждены брать на себя педагоги ДОУ. Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования к культуре речи.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Культурные и методические требования к речи педагога предполагают строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются качества его профессиональной речи и требования к ней.

Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи качеств речи: Педагоги берут по одному определению из серединки цветка, читают и определяют, о каком качестве идёт речь. Например: 1.…. соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

• Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Игра «Знатоки русской речи»

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Я называю пару слов, в каждой паре толь один правильный вариант. Нужно выбрать правильный ответ. Например: тОрты или тортЫ?

бАнты – бантЫ

тУфля – туфлЯ

бАловаться – баловАться

звОнит – звонИт

дОсуг – досУг

жАлюзи – жалюзИ

шАрфы – шарфЫ

красИвее – красивЕе

вручИт - врУчит

• Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Примеры предметной неточности можно обнаружить в газетах, в теле- и радиопередачах.

Так, в одном из репортажей встречается фраза: Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. Слово континент здесь совершенно недопустимо, потому что Арктика таковым не является. Столь же грубую предметную неточность содержит фраза:

В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. Сутки всегда равны 24 часам, а вот световой день может менять свою продолжительность.

• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Игра «Собери пословицу»

Участники делятся на три команды. Каждой команде выдается разрезная пословица, которую нужно собрать. В конце игры проходит обсуждение и анализ пословиц.

Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

Ласковым словом и камень растопишь.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Игра «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. Участники делятся на 2 команды.

Задание: назвать одну и ту же фразу «Не бойся, Маша, я Дубровский» с разной интонацией. Каждый участник команды получает задание, с какой интонацией произносить эту фразу. Важно эту фразу произнести в соответствии с образом.

1 Команде:

— шепотом;

— весело, радостно, восторженно;

— испуганно;

— как робот.

2 Команде:

— грустно, печально;

— как иностранец;

— со злобой;

— как начальник.

• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Игра «Словесный поезд»

«Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т. д.

• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

Например: "Где авоська тут лежала? Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения - залог успешного взаимоотношения собеседников, возникновения обратной связи, залог морального и даже физического здоровья людей. Например, в словах "спасибо, пожалуйста, извините" скрыта власть над нашим настроением. Каждому приятно получать знаки внимания, за "спасибо" многие из нас готовы отлично работать. Нет таких знаков внимания - и настроение портится, возникает обида.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Поэтому, большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Семье же принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.

А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки.

Солнце – это воспитатель (Солнце)

Он творец красивой речи,

Освещая путь детишкам (фото детей)

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Облака)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд (Капельки)

Слово, мимика, контакт

И прикосновения,

Вера, уважение!

Речь, что грамотна, чиста,

Выразительна, проста!

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво.

Появилась радуга. (Радуга)

Тучки тёмные – ошибки. (Тёмные тучки)

Они есть и их немного.

Будем исправлять все дружно,

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью

От могущества и силы.

Но, а знания о речи

Только радость приносили!

Практическое упражнение «Загибание листа».

- Возьмите лист бумаги и начинайте его сгибать – как вам будет угодно. При каждом сгибании вспоминайте какие негативные, неприятные слова сказаны вами когда-либо в адрес дорогих и близких Вам людей.

- А теперь разворачиваем лист и с каждым отгибанием вспоминайте те хорошие, приятные и ласковые слова, которые вы говорите им.

Вы расправили листок, а на нем так и остались эти линии сгибов. Так же как и в душе каждого человека остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

В завершении хочу напомнить Вам о качествах речи:

Семь качеств нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

Публикации по теме:

Эссе «Я учитель-логопед» Презентация на тему: “Призвание- учитель-логопед. ” Торба Эльвира Фаридовна МАДОУ ЦРР д/с№17 Раздумья на тему «Я – учитель-логопед» - это.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Музыка как средство развития речи дошкольника» Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Музыка как средство развития речи дошкольника» Подготовила: Третяк.

Семинар-практикум «Применение ИКТ-средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» Видео В марте 2016 для воспитателей нашего дошкольного учреждения мною вместе с коллегой Сашиной С. С. был проведен семинар-практикум "Применение.

Семинар — практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить.

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» Цель: повышение уровня профессионализма.

Семинар-практикум «Совместная деятельность педагога с детьми» .

Творческая профессия — учитель-логопед!Творческая профессия — учитель-логопед! Уместным будет вспомнить, что термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово, пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе.

Эссе «Я учитель-логопед!» Эссе «Я – учитель-логопед!» Что такое речь? Это возможность сказать о своих потребностях, насладиться беседой со своими родными, попросить.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед»Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» «Без детей нельзя было бы Так любить человечество». Ф. М. Достоевский. Быть педагогом сегодня непросто. Быть педагогом - это дар, это призвание.

Эссе учителя-логопеда «Моя профессия учитель-логопед» Эссе учителя-логопеда Чурочкиной Ирины Леонидовны Л – Любящий людей О – оптимист. Г – Грамотный, О – образованный П – профессионал,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Культура речи педагога дошкольного учреждения» Учитель — логопед: Пензенко Юлия Сергеевна
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 23:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум «Культура речи педагога дошкольного учреждения» Учитель — логопед: Пензенко Юлия Сергеевна» (включая файлы) размещена пользователем Пензенко Юлия (УИ 498104) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД