Наталья Шихалева
Консультация педагога-наставника «Подготовка и проведение ИОС по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной организации ИОС требуется тщательная предварительная подготовка. Прежде всего, важно определить задачи, содержание и место в системе других ИОС, связь с другими видами деятельности, методы обучения.
При планировании ИОС определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:
- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации, фильмы);
Публикация «Консультация педагога-наставника „Подготовка и проведение ИОС по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Наставничество. Работа наставника
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
- словесные приемы: образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, аудиозаписи, словесные дидактические игры, игры-драматизации.
Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.
Виды работы по развитию речи :
а) воспитание звуковой культуры речи детей;
б) обогащение словаря;
в) формирование грамматических навыков;
г) обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью.
д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.
Следует также продумать ход ИОС, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Весь речевой материал должен соответствовать возрастным особенностям детей.
Так же, во время подготовки решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным или чрезмерно активным, несдержанным.
Большое значение имеет интерес детей к ИОС, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
В структуре ИОС обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, выводится цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ИОС.
ИОС подготовлена, осталось организовать.
Организация должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, расстановка мебели, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность пособий).
Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
ИОС в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В группе раннего возраста (2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.
ИОС в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) по разделу «Речевое развитие» проводится раз в неделю. На каждой ИОС, как правило, состоящей из двух-трех частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание ИОС, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды ИОС: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения ИОС словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он теперь способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. ИОС должна проходить непринужденно, живо.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову
2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).
3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.
Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.