Наталья Медведева
Консультация «Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ :
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Публикация «Консультация „Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений :
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнце, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
«Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
«Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упр. 8-10 раз.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
«Ковер-самолет»
Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
занятия проводятся утром;
занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Литература
1. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. - Ростов н/ Д:Феникс, 2019
2. Трясорукова Т. П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010
3. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия детей: прописи. -Ростов н/ Д:Феникс, 2017
4. Попробуй повтори. Нейропсихологическая игра. Изд-во «Генезис», 2017