Грета Саркисян
Консультация «Какие сказки читать детям 3–4 лет»
▼ Скачать +Заказ
Для детей сказки — это развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей, в то же время мягкое и мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений традиций, моральных норм и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом.
Самыми первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, формируют его характер, прививают ему жизненные ценности. Намного легче донести до ребенка какую-то информацию или правило в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное
Публикация «Консультация „Какие сказки читать детям 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом.
Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку.
Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей?
К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). Для ребят от 3 до 4 лет стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций, большого формата. Детям старше 3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки, где главными героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинные. Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки. Чтобы привить ребенку любовь к сказкам, необходимо подобрать правильную книгу, которая работала бы на достижение нашей цели. Так, детская книга со сказками должна быть.
1. Подбор сказок.
• красиво и правильно иллюстрирована (картинки должны быть крупными, животные и люди хорошо различимыми, каждой картинке должно соответствовать адекватное текстовое содержание);
• издана в авторитетном издательстве: «Дрофа», «Детство», «Малыш» и другие;
• напечатана без сокращений;
• отнесена к списку классической отечественной и зарубежной детской литературы.
2. Необходимые условия для организации чтения сказок с детьми. Это:
• поддержка детской инициативы по чтению сказки,
• выбирать сказку может как ребенок, так и взрослый,
• создание тихой, уютной и спокойной обстановки для чтения.
3. Приемы для удержания внимания ребенка при чтении
• выразительное и заразительное чтение: интонация, мимика, жесты, темп, ритм чтения должны увлекать ребенка, как в театре одного актера,
• чтение с остановками: для детей 1,5 – 4 лет – это выжидательные паузы (при чтении стихотворных сказок, например, в которых ребенок может сам вставить слово (если хорошо знаком со сказкой, для детей 5 – 6 лет – это чтение с остановками и вопросы типа: «Что произошло?», «Какие герои в этой сказке?», «Почему они так поступили?», «Какие герои добавились?» и так далее. Такие остановки длительностью, но не более 1,5 минут помогут удержать внимание и сохранить интерес к сказке.
4. Анализ сказки сразу после прочтения. Фактически анализ сказки уже начался на предыдущем этапе, в момент остановок во время чтения. Закончить анализ нужно вопросами:
• какие герои понравились, и какие не понравились?
• почему?
5. Момент рефлексии для родителя. Восприятие ребенком содержания сказки состоялось, если сразу после прочтения книги ребенок:
- начинает увлеченно играть, рисовать, лепить и так далее,
- проигрывает сюжет сказки,
- включает фантазию и изменяет сюжет, придумывая продолжение, включая новых героев и так далее.
Примерный список сказок для детей (3-4 лет) :
Сказки народов мира : «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова. «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни.
Русские народные сказки : «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.
Литературные сказки писателей России : «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», К. Чуковский; «Яблоко», «Палочка-выручалочка», В. Сутеев; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Д. Мамин-Сибиряк