Татьяна Безменова
Консультация для родителей «Зачем и какие игрушки нужны детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем и какие игрушки нужны детям
Плакал громко серый зайка:
«Я хочу в страну «Играйку».
Там играют все ребята
И пушистые зверята.
Вот у взрослых есть «Ворчалка»,
Есть «Сердилка», «Убиралка»,
А «Играйка», где ж, она?
Без друзей грустит одна.
И сказала мама зайке:
«Знаю много про «Играйку».
Та волшебная страна
Детям маленьким нужна.
С. Рагулина
Публикация «Консультация для родителей „Зачем и какие игрушки нужны детям“» размещена в разделах
Игрушка – смысл этого слова понятен каждому человеку. Произнося слово «игрушка», мы мысленно представляем себе что это такое. Большая советская энциклопедия определяет слово «игрушка» так: «Предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир…»
Именно игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, выступает в качестве одного из важных факторов формирования социального опыта детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности ребёнок, в доступной ему форме, осваивает опыт многих поколений, удовлетворяя потребность в приобщении к миру взрослых.
Современные дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей. Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. При выборе игрушек растеряться очень легко. Чаще всего родители покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Некоторые родители форсируют развитие ребенка, приобретая развивающие игрушки, рассчитанные на более старший возраст. Зачастую вместо желаемого прогресса в обучении получается обратный эффект: не справившись с непосильно сложной задачей, ребенок теряет интерес к подобным занятиям. Одно из главных правил: при выборе игрушек, обращать внимание на возрастную категорию, производители, как правило, указывают данный параметр на упаковках и этикетках.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Какие же это игрушки?
1. Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
2. Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
3. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Мы уже говорили, что для каждого возраста необходимы свои игрушки. Для самых маленьких детей нужны игрушки, которые будут помогать развивать органы чувств: глаза, уши, руки, так как в этом возрасте основная потребность маленького человека- чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Двухлетним детям подойдут большие разноцветные мячи, составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "магазин", "больницу", "семью" и т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
Как видим, у каждого возраста свои потребности, которые важно учитывать, приобретая игрушки для своего ребёнка, но не мене важно при выборе игрушек соблюдать некоторые критерии.
Критерии выбора игрушек:
- Дружелюбный дизайн. Внешне изделия должны быть добрыми, располагать малышей к себе, пробуждать у них фантазию и желание общаться;
- Прочность. Малыши ежедневно контактируют с куклами, машинками, конструкторами, кубиками, поэтому все они должны быть прочными, износостойкими;
- Безопасность. Для изготовления подобной продукции должны использоваться материалы и красители, которые не вызывают аллергии у детей, не содержат токсичных и других вредных добавок. В идеале это должны быть экологически безопасные материалы, прошедшие сертификацию;
- Конструкция. В изделиях не должно быть мелких деталей, которые малыш может проглотить по неосторожности, а также острых травмирующих элементов, неровностей на поверхностях;
- Цвет. Покупаемые игрушки (особенно для младшего дошкольного возраста) должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребят; краска должна быть прочной и безопасной.
- Гигиеничность. Важно, чтобы игрушки можно было легко мыть, обрабатывать дезинфицирующими растворами.
Существуют ещё некоторые нюансы, которые так же важно учитывать при выборе игрушек для своего ребёнка, ведь успех в обучении детей во многом зависит от того, как правильно подобрана игрушка:
- Размер фигурок и мелких деталей должен составлять 4-5 см
- Фигурки должны быть удобны и оптимальны по форме
- У игрушек, состоящих из половинок-частей, эти части с содержимым внутри (маленькими предметами) должны быть надежно скреплены, чтобы мелкие детали не рассыпались (это опасно, так как ребенок может их случайно вдохнуть, проглотить)
- Игрушки из ткани должны иметь твердый каркас, чтобы под давлением руки стенки не проминались
- Поверхности деревянных игрушек должны быть гладко отшлифованы и равномерно прокрашены, иначе дети могут занозить пальцы
- Необходимо оценивать качество пластмассы: ее однородность, равномерность распределения краски
- У музыкальных игрушек громкость музыки, выбор мелодий и их «электронное» исполнение не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.
Родители часто задаются вопросом, какие игрушки нужны детям для правильного развития, и сколько их должно быть. Некоторые родители стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том, так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их. Среди игрушек должно быть разнообразие. Важно, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т. д. Среди достаточного количества игрушек, ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность. Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности. Многие дети, имея большое количество игрушек, попросту не знают, что с ними делать, поэтому важная задача взрослых не просто покупать своим детям игрушки, а научить их играть с игрушками, и тогда ребёнок сможет любой, казалось бы, не нужной и неинтересной игрушке найти применение, обязательно придумает интересную игру.
Дорогие родители, запомните: какие бы игрушки вы не покупали своим детям – деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные, музыкальные или говорящие, самое важное, чтобы эти покупки приносили пользу – развивали ребенка.