Надежда Щеглеватых
Консультация «Как знакомить дошкольников с правилами безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как знакомить дошкольников с правилами безопасного поведения»
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое другое. Даже здоровый образ жизни тесно связан с этим понятием.
Публикация «Консультация „Как знакомить дошкольников с правилами безопасного поведения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2022
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Наша цель - в доступной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения, вооружить их знаниями, умениями и навыками.
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения дошкольников и знаний о здоровом образе жизни осуществляется через все доступные виды, формы, методы и средства работы, с использованием новых современных педагогических технологий.
Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, музыкальная деятельность, двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети активно развиваются, и совершенствуют уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получают новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:
- наглядный (показ, демонстрация и др.)
- словесный (рассказ, беседа, вопросы к детям и др.)
- практический (игры, упражнения, выполнение творческих проектов и др.)
Рассмотрим каждый метод более подробно.
Наглядный метод.
Образец поведения взрослых и старших дошкольников применяется во всех возрастных группах и позволяет сформировать у детей четкое представление о способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно настроенными, а также с объектами живой и неживой природы.
В процессе восприятия поведения взрослого и подражания им дети усваивают способы установления положительных взаимоотношений с педагогом и другими детьми, соблюдение отдельных норм и правил поведения: не обижать и не дразнить другого, не отнимать понравившуюся игрушку; сдерживать собственные желания, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить за оказанную помощь, извиняться за причиненное беспокойства или в случае проступка и др.
В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. (например: передача ножниц друг другу). Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий.
Мультимедийные пособия используются в работе с детьми среднего возраста. Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей. Можно использовать такие мультфильмы как «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.
Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям – очень популярная у дошкольников форма наглядного метода.
С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. (К примеру: о вреде поедания снега)
В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям.
В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.
Словесный метод.
Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано.
Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой? Такое общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме
Оно также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается»
Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?»
Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.
Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.
Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода.
Отгадывание загадок также вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников.
Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.
Практические методы.
Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру
Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства.
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др.
Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр – традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками.
Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения.
Изготовление классификационных таблиц – очень полезный для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях.
Классификационная таблица разделена на две части: «Опасно - безопасно», «Хорошо-плохо», «Можно- нельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме.
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Кроме специально организованной деятельности с детьми во всех возрастных группах следует не менее двух раз в неделю, а лучше всего ежедневно, в разные промежутки дня проводить специальные игры и упражнения, которые позволят не только лучше запомнить и усвоить правила и нормы безопасного поведения, но и закрепить их в практической деятельности.
Во время режимных моментов (гигиенические, прием пищи) детей следует знакомить с нормами и правилами ухода за телом, полостью рта, формировать знания о вредной и здоровой пище; о роли питания в жизни человека.
Вывод: Задачи по формированию норм и правил безопасного поведения ребенка могут решаться через разные виды деятельности и в разное время пребывания ребенка в ДОУ.