Любовь Гапонова
Консультация к педсовету
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация к педсовету «Развитие восприятия дошкольников в процессе изобразительной деятельности»
[/b]
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятия является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий. Опыт дошкольника невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно наблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать. Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели: обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью и уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и теле- передач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.
Для творчества детей огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид, определить, какие его признаки являются главными, а какие- второстепенными. Самостоятельное впечатление этих свойств не всегда доступно ребенку. Восприятие окружающего должно быть целенаправленным.
Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредотачивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим.
Современные исследования позволили сформулировать требования к наблюдению детьми окружающей действительности:
1. Целенаправленность наблюдения.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия.
3. Осмысленность наблюдения.
4. Активность детей.
5. Повтор наблюдений.
6. Учет возрастных возможностей детей.
Общеизвестно: именно в дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Нельзя понять процесс изображения в детском рисунке, если не разобраться в той роли, которая принадлежит в нем восприятию.
Н. А. Ветлугина основой эстетического воспитания считала сенсорное воспитание, однако подчеркивала, что развитие ощущений должно быть подчинено эстетическим задачам, включено в эстетическую деятельность. Сенсорное воспитание, взятое само по себе, не создает основы для развития эстетического восприятия.
Согласно исследованиям Т. Г. Казаковой составными компонентами изобразительной деятельности являются восприятие, исполнительство и творчество. Каждый отдельный компонент имеет собственную структуру. Так в художественном восприятии можно выделить познавательный, эмоциональный, нравственный (сопереживание) аспекты.
Г. Г. Григорьева выделяет несколько моментов одним из которых является –формирование восприятие. Обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения: всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определять соответствующие признаки предмета или явления. Чтобы ребенок мог выполнять это действие самостоятельно, в изменившихся условиях, при восприятии любого предмета необходимо формирование обобщенного (пригодного в разных случаях) способа восприятия (обследования).
Современные программы дошкольного образования направлены на то, чтобы развивать эстетическое восприятие с помощью активных наблюдений окружающей жизни, особенно произведений искусства, собственной художественной деятельности ребенка. Метод проектов, получивший распространение в педагогической практике последнего времени, основан на развитии активного эстетического восприятия детей на комплексном использовании различных методов развития изобразительного творчества. Мы предлагаем проект по теме “Весна, ручейки, солнце ярко светит” для средней группы
Содержание проекта:
I этап. Восприятие детьми сезонных изменений в природе (весной).
1. Наблюдение во время прогулок по участку и по улице: что увидели интересного и что изменилось по сравнению с зимой.
2. Целевая прогулка на аллею: обратить внимание на изменившийся вид (появились проталины, небо стало ярко- голубое, солнце пригревает).
3. Наблюдение за снегом. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленно, и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов появились воронки. Обсудить с детьми это явление теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя.
4. Наблюдение за небом и облаками. Детская игра «Какое небо?»
5. Целевая экскурсия в вечерний парк (обобщающая). Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Расширять и обогащать словарный запас детей.
II этап. Восприятие картин, иллюстраций, чтения художественной литературы.
1. Рассматривание репродукций картин А. Токарева «Весенняя сказка», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна. Оттепель», И. Левитана «Весна. Большая вода».
2. Организовать выставку пейзажной живописи по теме: «Весна», рассматривание иллюстраций с весенними изменениями в природе.
3. Чтение рассказов Л. Толстого «Весна пришла», стихотворений О. Белявской «Весенние вести», В. Степанова «Дзинь-ля-ля».
4. Рассматривание с детьми работ, выполненных в начале весны, сравнить с теми, которые выполнили сейчас.
III этап. Рисование.
1. Рисование карандашами «Весна пришла».
2. Аппликация «Плывет кораблик в ручейке».
3. Рисование карандашами «Весенний дождик».
4.«Цветущая весна» - рисование красками, аппликация.
5. Коллективная работа «Весенние гуляния» (аппликация, рисование)
Список используемой литературы:
1. Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» М: ТЦ «Сфера» 200
2. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль: «Академия развития», 1996
3. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» М: «Просвещение», 1985
4. Т. Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» М: ТЦ «Сфера», 2006.
5. Л. В. Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке», М. : «Просвещение», 1985
6. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» (средняя группа)», Вологоград: Учитель, 2011