МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте»

Мария Куляскина
Опыт работы по теме «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

В детском саду воспитателем я работаю всего 3 года. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но в 2018 году, готовясь к конкурсу «Старт в профессию» нашла интересный вебинар «Применение ТРИЗ технологии в ДОУ». После этого, просмотрев много методического и практического материала педагогов других ДОУ, взяв за основу пособие Гин, С. «Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений», я начала активно использовать этот метод в работе с детьми. В марте 2019 вновь участвуя в конкурсе «Старт в профессию», я взяла за основу конкурсной работы краткосрочный проект «Космос» и провела занятие с использование технологии ТРИЗ «Наша планета - Земля». Возможно, ТРИЗ до сих пор обсуждают, выискивая плюсы и минусы, неоднозначно к нему относятся и многие педагоги нашего ДОУ. Но я вижу только плюсы.

Публикация «Опыт работы по теме „Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте“» размещена в разделах

В конце 40-х годов возникла теория ТРИЗ, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.

Как и где использовать ТРИЗ :

* в воспитании у детей качеств творческой личности;

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

* в развитии элементарных математических представлений;

* в развитии конструктивной деятельности.

Продолжительность данного опыта : октябрь 2018 – апрель 2019

Участники проекта: родители, воспитатели группы, дети второй

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.

ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.

Цели этой работы : Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивному действию, как к основе чувственного познания мира.

Задачи:

1. Изучить данную тему и выбрать направление работы;

2. Провести диагностическое обследование детей для выявления их творческих способностей;

3. Выбрать методы и приемы для решения творческих задач в своей конкретно группе;

4. Создать условия для формирования основ творческой личности;

5. Повысит интеллектуальные способности детей (расширить кругозор, развивать речь детей).

Адресная направленность опыта

Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Технологию ТРИЗ я внедряла постепенно в течении всего года. Ближе к концу второй младшей группы мы проверили полученный опыт от применения технологии ТРИЗ с помощью краткосрочного проекта «Космос» и итоговым тематическим занятием «Наша планета – Земля»

В начале года я начала с того, что провела беседу с родителями. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практической деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ.

Следующим этапом стало постепенное внедрение технологии ТРИЗ во внеурочную деятельность. Когда я начинала внедрять элементы ТРИЗ во внеурочную деятельность, я столкнулась со следующими трудностями:

1. Программа и диагностика для младшего возраста - не разработаны;

2. Низкий уровень мышления детей;

3. Плохо развитая речь, неумение выражать свои мысли;

4. Низкое качество знаний.

Приемы ТРИЗа не требуют специально отведенного времени и больших финансовых затрат - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Уже после нового года мы внедряли различные игры с использованием технологии ТРИЗ. В их число входили:

1 "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

2 "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3. «Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов и др.

С 1 марта мы приступили к реализации проекта «Космос». Пути и методы реализации: НОД, дидактические, пальчиковые, малоподвижные игры, игры с использованием ТРИЗ технологии, беседы, стихи, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей о космосе и космонавтах, работа с родителями.

Итогом нашей работы во второй младшей группе было проведение тематического занятие «Космос»

Результативность опыта

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:

мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.

Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.

Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

Публикации по теме:

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Опыт работы «Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию из общения опыта работы "эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного.

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте» Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8.

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом использования технологии «Ситуация» в организации НОД «Лес наш друг» в группе компенсирующей.

Опыт работы «Применение в детском саду современной LEGO-технологии»Опыт работы «Применение в детском саду современной LEGO-технологии» Воспитатели и дети старшей группы «Сказка» детского сада «Колокольчик» в своей ежедневной деятельности решают очень много разных задач.

Опыт работы по внедрению ТРИЗ –Отсм — РТВ 1. Статья по ТРИЗ –ОТСМ – РТВ Современный мир, меняющийся за короткий отрезок, времени, требует от человека качеств, позволяющих творчески.

Опыт работы «Тема Великой Отечественной войны в дошкольном возрасте»Опыт работы «Тема Великой Отечественной войны в дошкольном возрасте» Каждый раз перед тем, как начать разговор с детьми о Великой Отечественной войне сталкиваюсь с задачей, как доступно донести до детей данную.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Варианты сюрпризных моментов в младшем возрасте Варианты сюрпризных моментов 1 мл. гр. 1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень.

Экспериментальная деятельность детей в младшем возрасте с 3–4 летЭкспериментальная деятельность детей в младшем возрасте с 3–4 лет Маленький ребенок является исследователем, проявляющий живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте»
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 22:07
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Куляскина (УИ 1106388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД