Получи документы

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»

Оксана Никулина
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»

Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8 г. Старая Русса в д. Медниково.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей, педагогов или родителей. Данный материал будет полезен тем, что описанные в нем игры - первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, данная технология ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению.

Цель: внедрение элементов ТРИЗ – технологии в педагогическую деятельность.

Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная – познакомить воспитателей (педагогов, родителей) с ТРИЗ – технологией, с некоторыми играми.

Развивающая – развивать творческий познавательный интерес к использованию ТРИЗ – технологии.

Воспитательная – воспитывать желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»

1. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги (родители! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте». Давайте подумаем, что же такое ТРИЗ – технология? (ответы воспитателей, педагогов или родителей).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, разработанная Генрихом Альтшуллером (советский ученый, писатель-фантаст, изобретатель-инженер) еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.

Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.

Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т. е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны.

Использование ТРИЗ – технологии позволяет ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познаний, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

2. Практическая часть.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые мы с Вами сейчас поиграем.

Игра «Теремок»

Оборудование: игрушки или карточки с изображением лисы, волка, зайца, белки (по количеству детей).

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Различия у объектов живого мира

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый, у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игра «Волшебные картинки»

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, музыкальное сопровождение.

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Где живет (работает?»

Оборудование: предметные картинки, мяч

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход игры: Ведущий показывает или называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр (показывает картинку с изображением тигра).

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

Ведущий: Болтик (показывает картинку с изображением болтика).

Дети: В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой и т. д.

Называются любые живые или неживые предметы, в зависимости от возраста детей.

Игра «Назови часть предмета»

Оборудование: мяч.

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход игры: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-Дом.

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- Крыша (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

Предлагаемые слова (предметы): книга, река, дерево.

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход игры: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

- и острым и тупым.

Игра «Поезд»

Оборудование: 10 предметных картинок.

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Ход игры: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т. к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т. д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Ход игры: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).

А теперь лишний – банан. Почему? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. Почему? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. Почему? (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т. д.

Игра «Сказка переехала»

Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.

Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например,

Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха?

Колобок живет на 10 этаже с лифтом…

3. Заключительный этап.

В заключение я бы хотела сказать, что все новое – это хорошо забытое старое! Данная технология из этого числа. Я надеюсь, что данный материал был полезен вам и вы обязательно будете его использовать в своей педагогической деятельности.

Благодарю вас за внимание и активное участие!

Публикации по теме:

Использование гимнастики-побудки в старшем дошкольном возрасте Гимнастика-побудка в старшем дошкольном возрасте. Побудки для детей старшей группы Данная Программа включает в себя: новую форму проведения.

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, питают источники.

Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте «Использование схем в лего конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте» LEGO-конструирование больше, чем.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Использование разных способов в обучении лепке животных в старшем дошкольном возрасте «Использования разных способов лепки животных в обучении детей старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что лепка, как вид деятельности,.

Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики Из опыта работы «Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ» Мастер – класс Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ. Актуальность: Одним.

Использование мнемотаблиц в дошкольном возрасте Когнитивное и творческое развитие детей дошкольного возраста средствами рацио-эйдо-мнемотехники. Когнитивное и творческое развитие детей.

Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 19:07
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Никулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД