Оксана Никулина
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»
Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8 г. Старая Русса в д. Медниково.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей, педагогов или родителей. Данный материал будет полезен тем, что описанные в нем игры - первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, данная технология ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению.
Цель: внедрение элементов ТРИЗ – технологии в педагогическую деятельность.
Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательная – познакомить воспитателей (педагогов, родителей) с ТРИЗ – технологией, с некоторыми играми.
Развивающая – развивать творческий познавательный интерес к использованию ТРИЗ – технологии.
Воспитательная – воспитывать желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги (родители! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте». Давайте подумаем, что же такое ТРИЗ – технология? (ответы воспитателей, педагогов или родителей).
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, разработанная Генрихом Альтшуллером (советский ученый, писатель-фантаст, изобретатель-инженер) еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.
Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.
Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т. е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны.
Использование ТРИЗ – технологии позволяет ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познаний, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.
2. Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые мы с Вами сейчас поиграем.
Игра «Теремок»
Оборудование: игрушки или карточки с изображением лисы, волка, зайца, белки (по количеству детей).
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый, у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игра «Волшебные картинки»
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, музыкальное сопровождение.
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра «Где живет (работает?»
Оборудование: предметные картинки, мяч
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход игры: Ведущий показывает или называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр (показывает картинку с изображением тигра).
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
Ведущий: Болтик (показывает картинку с изображением болтика).
Дети: В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой и т. д.
Называются любые живые или неживые предметы, в зависимости от возраста детей.
Игра «Назови часть предмета»
Оборудование: мяч.
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход игры: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-Дом.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- Крыша (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)
Предлагаемые слова (предметы): книга, река, дерево.
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход игры: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Поезд»
Оборудование: 10 предметных картинок.
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.
Ход игры: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т. к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т. д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход игры: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. Почему? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. Почему? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. Почему? (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т. д.
Игра «Сказка переехала»
Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.
Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например,
Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха?
Колобок живет на 10 этаже с лифтом…
3. Заключительный этап.
В заключение я бы хотела сказать, что все новое – это хорошо забытое старое! Данная технология из этого числа. Я надеюсь, что данный материал был полезен вам и вы обязательно будете его использовать в своей педагогической деятельности.
Благодарю вас за внимание и активное участие!