Получи документы

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»

Оксана Никулина
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»

Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8 г. Старая Русса в д. Медниково.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей, педагогов или родителей. Данный материал будет полезен тем, что описанные в нем игры - первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, данная технология ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению.

Цель: внедрение элементов ТРИЗ – технологии в педагогическую деятельность.

Темочки:

Задачи:

Образовательная – познакомить воспитателей (педагогов, родителей) с ТРИЗ – технологией, с некоторыми играми.

Развивающая – развивать творческий познавательный интерес к использованию ТРИЗ – технологии.

Воспитательная – воспитывать желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»

1. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги (родители! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте». Давайте подумаем, что же такое ТРИЗ – технология? (ответы воспитателей, педагогов или родителей).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, разработанная Генрихом Альтшуллером (советский ученый, писатель-фантаст, изобретатель-инженер) еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.

Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.

Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т. е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны.

Использование ТРИЗ – технологии позволяет ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познаний, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

2. Практическая часть.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые мы с Вами сейчас поиграем.

Игра «Теремок»

Оборудование: игрушки или карточки с изображением лисы, волка, зайца, белки (по количеству детей).

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Различия у объектов живого мира

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый, у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игра «Волшебные картинки»

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, музыкальное сопровождение.

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Где живет (работает?»

Оборудование: предметные картинки, мяч

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход игры: Ведущий показывает или называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр (показывает картинку с изображением тигра).

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

Ведущий: Болтик (показывает картинку с изображением болтика).

Дети: В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой и т. д.

Называются любые живые или неживые предметы, в зависимости от возраста детей.

Игра «Назови часть предмета»

Оборудование: мяч.

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход игры: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-Дом.

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- Крыша (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

Предлагаемые слова (предметы): книга, река, дерево.

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход игры: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

- и острым и тупым.

Игра «Поезд»

Оборудование: 10 предметных картинок.

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Ход игры: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т. к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т. д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Ход игры: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).

А теперь лишний – банан. Почему? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. Почему? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. Почему? (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т. д.

Игра «Сказка переехала»

Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.

Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например,

Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха?

Колобок живет на 10 этаже с лифтом…

3. Заключительный этап.

В заключение я бы хотела сказать, что все новое – это хорошо забытое старое! Данная технология из этого числа. Я надеюсь, что данный материал был полезен вам и вы обязательно будете его использовать в своей педагогической деятельности.

Благодарю вас за внимание и активное участие!

Публикации по теме:

Использование гимнастики-побудки в старшем дошкольном возрасте Гимнастика-побудка в старшем дошкольном возрасте. Побудки для детей старшей группы Данная Программа включает в себя: новую форму проведения.

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, питают источники.

Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте «Использование схем в лего конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте» LEGO-конструирование больше, чем.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Использование разных способов в обучении лепке животных в старшем дошкольном возрасте «Использования разных способов лепки животных в обучении детей старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что лепка, как вид деятельности,.

Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики Из опыта работы «Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ» Мастер – класс Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ. Актуальность: Одним.

Использование мнемотаблиц в дошкольном возрасте Когнитивное и творческое развитие детей дошкольного возраста средствами рацио-эйдо-мнемотехники. Когнитивное и творческое развитие детей.

Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 19:07
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Никулина (УИ 1985807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД