Алла Туктарова
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом использования технологии «Ситуация» в организации НОД «Лес наш друг» в группе компенсирующей направленности (ОНР).
Включаем в НОД следующие этапы.
1. Введение в игровую ситуацию.
На этом этапе создаем условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность, для этого детей вовлекаем в беседу, связанную с их личным опытом. Для повышения мотивации к обучению применяем разные игровые приемы, которые помогают включить детей с первых минут занятия в учебную деятельность: например отгадывание загадок, ребусов, когда дети, по словам отгадкам определяют тему.
Публикация «Применение технологии „Ситуация“ в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Например :
Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Ребусы:
2. Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей.
На данном этапе актуализируются знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
Используем «Корзину идей».
На доске прикрепляем макет корзины, в которую дети поместят все, что им известно по обсуждаемой теме. Сбор информации происходит по плану:
- задаем детям прямой вопрос по теме, просим вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения);
- дети фиксируют (рисуют) известные им сведения в краткой форме (изображение любого дерева или его части);
- попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.
Всю полученную информацию складываем в «корзину идей».
3. Затруднение в игровой ситуации.
Здесь в рамках сюжета создается, моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в действиях. Например, в рамках данной темы предлагаем детям вспомнить, что, на праздник Новый год, мы любим наряжать живые елки, а еще люди рубят деревья для своих нужд. В лесу все деревья могут быть вырублены. Что делать?
4. Открытие детьми нового знания (способа действия).
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска для себя новых знаний. Дети рассуждают, самостоятельно решают вопрос, приходят к выводу, что каким - то образом нужно сделать так, что бы в лесу появилось много новых деревьев.
Используя проблемные методы: направляющие вопросы, подводящий диалог, незаметно помогаем детям выйти из проблемной ситуации.
- Что может случиться, если леса исчезнут?
- Из чего появляются маленькие деревца?
- Быстро ли растут деревья?
При затруднении дети спрашивают информацию у нас.
Так, дети получают начальный опыт решения проблемной ситуации, открывая новые знания и в непринужденной обстановке, не боясь ошибиться, развивают у себя все компоненты речевой системы.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
На этом этапе предлагаем сочинить синквейн (нерифмованное стихотворение) по данной теме. Этот метод позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, учит критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
6. Осмысление (итог).
На данном этапе осмысливаем свои действия, фиксируем достижение цели и затруднения, создаем условия для получения радости от хорошо сделанного дела.
Подробнее о Синквейне (нерифмованное стихотворение). Этот метод позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, учит критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по любой лексической теме;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление, воображение);
-используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
Основные правила составления синквейна:
1. строка – одно ключевое слово. Название, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2. строка – два,три слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства (слова можно соединять союзами и предлогами);
3. строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4. строка – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5. строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
В процессе составления синквейна новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями.
При этом обращаю внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию. Используем работу в подгруппах, что позволяет формировать диалогическую речь, навыки культурного общения.