МААМ-картинки

Консультация «Использование народных игр на музыкальных занятиях»

Стельмах Оксана
Консультация «Использование народных игр на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных игр на музыкальных занятиях.

Для воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Публикация «Консультация „Использование народных игр на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование призвано решать задачи разностороннего развития детей.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование самосознания человека.

Для её решения в дошкольной образовательной практике все активнее используется народная игра. Она признается ценнейшим средством многостороннего воспитания личности ребенка. К. Д. Ушинский считал народные игры наиболее доступным материалом, который понятен детям благодаря близости их сюжетов и образов детскому воображению, который активизирует их самостоятельность и активность.

Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания.

Издревле в них отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. В силу этого доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований

О. И. Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды.

Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др., драматические («Заинька», «Дрёма»). Уже в средней группе используются все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.

В своей работе, с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, её наследию, я активно использую народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Как показывает опыт, одну и ту же народную игру (например, подвижную «Гуси-лебеди») можно использовать в разных видах детской деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности и природному миру, на физкультуре, праздниках и развлечениях.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.

Например:

Игра «Снежная баба» в зимние праздники и развлечения детей средней группы.

«Пугало». Я включаю её в осенний праздник детей подготовительной группы.

«Гори-гори ясно». Весенние развлечения, «Благовещение» и т. п.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Игра «Сидит Яша»

Образуется круг - хоровод. Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и, двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:

Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.

Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!

Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:

- На чём стоишь? – На мосту.

- Что пьешь? – Квас.

- Лови Машу, а не нас!

После этих слов. Яша ловит Машу.

Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.

Хороводная игра «Капустка»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

- Вейся, повейся, капустка моя,

Вейся, повейся, белая моя.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

Игра Заря-заряница

Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые -

Ленты расписные!

Карусель останавливается. Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.

Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».

Игра Плетень

До разучивания игры необходимо объяснить детям значение слова «плетень»; научить строить плетень (без музыки, повторив задание несколько раз. Предложить послушать музыку, отмечая каждую музыкальную фразу (её окончание) хлопком. В процессе разучивания игры надо распределить детей на две или четыре равные подгруппы и предложить запомнить товарищей своей группы. Кроме того, надо подсказать, что приглашают друг друга шеренги, стоящие напротив.

Правила игры: Играющие стоят шеренгами у двух (или четырех) стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Под русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде» идет сначала первая шеренга 7 шагов, на 8 кланяются детям напротив, и отходят спиной назад на своё место. Затем движения повторяют дети второй шеренги. То же самое проделывают дети третей и четвёртой шеренги (если детей много).

Затем звучит весёлая русская народная плясовая. Дети разбегаются по всему залу, пляшут, используя знакомые плясовые движения и согласовывая свои движения с действиями товарищей. С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами. Выигрывает та шеренга, которая построилась первой. Игра повторяется.

Публикации по теме:

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование народных игр на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 11:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование народных игр на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Стельмах Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД