Татьяна Бокова
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Публикация «Консультация „Использование мнемотехники в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении может являться мнемотехника.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Современный ребёнок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, развивающим и интересным.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а из них можно составить мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются : - предметные картинки, - силуэтные изображения, - геометрические фигуры.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов: 1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов. 2. Преобразование символов в образы. 3. Составление рассказа с опорой на символы.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для :
обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, определить план рассказа; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используем мнемотехнику. Этапы работы с мнемотаблицей при заучивании стихотворений:
-Сначала вы читаете ребенку текст, с которым будете работать.
-Читаете снова, указывая на картинки в квадратах. Картинки должны быть достаточно яркими и крупными.
-Разбираете все картинки по одной, проверяя, насколько малышу понятно их содержание. Например, для расширения активного словаря малыша вы можете изобразить картинки к новым словам или к словам, которые даются ребенку тяжело.
-Затем вы снова читаете текст, разбив его на короткие отрывки или строчки, когда дело касается стихотворения.
-Теперь ребенок повторяет то, что запомнил, опираясь на картинки из мнемотаблицы.
При ознакомлении с художественной литературой детям младшего возраста, после знакомства с тексом и рассматриваем иллюстрации, желательно давать заранее приготовленные модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание составлять рассказы, пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. - Москва: Академия, 2009, 192 с.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство: Аст, 2008. – 668 с.
4. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
5. Белоусова Л. Е. Веселые встречи : Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники : Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21 15.
7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59-62.