Татьяна Черникова
Консультация «Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок раннего возраста - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. Поэтому так важна в этот период работа по формированию навыков самообслуживания культурно - гигиенических навыков.
Публикация «Консультация „Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. Особенно эффективно для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста используется детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимыми средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый голосок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития навыков и умений, позволяет побуждать к действиям. Потешка должна соответствовать уровню развития детей. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация, с которой произносятся потешки взрослыми, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления, умывания, одевания и т. д.
Так, например, обучая детей мыть руки, заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождая процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке – ладошки, а пальчики Антошке». Все это помогает малышам запоминать и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти, коса…» можно показать детям, как мама бережно, осторожно причесывает. Как ласково при этом приговаривает. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Водичка, водичка…», «Глубоко – не мелко, кораблик в тарелке…», «У котенка в чашке было много кашки…», «Я обед съедаю сам…» и т. д. Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игру и в повседневную деятельность.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Список литературы
1. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».- Москва, 2007 г.
2. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги».-Москва, 2017
3. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М. : Теревинф, 2006.
4. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели.» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. -СПБ «Детство-Пресс, 2000 г.
5. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста».-«Д\В» – 1990 № 10