Ольга Грачева
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Одним из приоритетов современного образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Во многом это обусловлено тем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
Мозг ребенка воспринимает знания в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче будет воспринимать предложенную на занятии информацию с помощью медиасредств.
Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Компьютер может использоваться на всех этапах : как при подготовке к занятию, так и в процессе обучения : при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
Использование ИКТ для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
Опосредованное обучение и развитие – использование педагогом ИКТ-средств для ведения документации, при подготовке к проведению НОД и т. п.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты диагностики развития ребенка. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Такие сайты, как
https://poskladam.ru
https://games-for-kids.ruВеселые уроки
Игры, головоломки, фокусы https://doshkolnik.ru/
Играемся https://www.igraemsa.ru/ Здесь есть и паззлы, и раскраски, но больше всего – всяческих развивающих игр: познавательные, на логику и мышление, на внимание и память, математические. Детские игры онлайн https://igraem.pro/ Развивающие игры сгруппированы в несколько разделов: “Играем и учимся”, “Собираем картинку”, “Раскраски и рисунки”, “Развиваем внимание и память”, “Игры для малышей”. Голопуз https://golopuz.org/ Развивающие онлайн-игры для самых маленьких голопузиков: паззлы, поиск отличий и тому подобное. Умный ребенок https://www.smart-kiddy.ru/ Для совсем крох – потешки, пальчиковые игры, ладушки и тому подобное, для детишек постарше – стихи, загадки, скороговорки, считалки, раскраски. Чудесенка: игры онлайн https://chudesenka.ru/ Развивающие игры. В главных ролях – розовые пони, смурфы и прочая малышовая нечисть. Интернет-гномик https://www.i-gnom.ru/ Развивающие игры для детишек дошкольного возраста помогут в обучении навыкам счета, сравнения, познакомят детей с геометрическими понятиями, помогут усвоить алфавит.
Теремок - https://www.teremoc.ru и множество других позволяют скачивать игры или использовать их как образцы для создания собственных игр. Есть сайты содержащие информацию о писателях и поэтах, собрание сочинений, предназначенных для просмотра в электронном виде. С помощью различных библиотек можно быстро найти необходимую книгу (https://detskiy – mir.netи много других).
Непосредственное обучение – использование в совместной деятельности с детьми обучающих программ и мультимедийных презентаций.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Существует несколько направлений использование ИКТ. Одним из нихявляетсясоциально — личностное, патриотическое воспитание дошкольников. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить воспитанников быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого — научить дошкольников любить и уважать своих родителей, близких, Родину. Информационные технологии помогают нам, педагогам, в решении этих задач. Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно предложить на компьютере работы социально-нравственной направленности. Это и свой дворик, и портрет родных, и любимая улица родного города. Эти рисунки ребята продолжают рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным темам. Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии не будут у дошкольников ассоциироваться с агрессивными играми.
Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей дошкольников. Специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, воспитанники продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для дошкольников в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. ИКТ можно использовать в таких направлениях:
-развитие связной речи (пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок);
-обучение грамоте (формирование навыков фонематического анализа);
-работа над звукопроизношением (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв);
-формирование лексико-грамматических категорий (словообразование, словоизменение);
-коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей и мелкой моторики).
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ, которая более широко применяется нами — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Использование обычных сканера и принтера, а также элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Сканер помогает воспитанникам стать полноценными участниками создания слайд-шоу для демонстрации его в процессе предварительной работы при введении новой для ребят сюжетно-ролевой игры. Дети всегда с охотой приносят из дома любимые книжки (чтобы воспитатель почитал их в группе, рисунки, игрушки. Поэтому они с желанием принесут и картинки на заданную тему. Затем вместе с педагогом картинка сканируется и вставляется в слайд-шоу. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа-ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъекта образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно (с помощью родителей) создать свою презентацию.
Родители воспитанников являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома,особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы. В соответствии с данным направлением педагогическим коллективом можно проводить консультации для родителей воспитанников, мастер-классы, активно использовать наглядную информацию, проводить тематические родительские собрания по проблеме : «Ребенок в мире информационных технологий», где в непринужденной беседе педагоги могут показать те или иные компьютерные игры, демонстрируют, как они влияют на развитие логического мышления, ориентирования в пространстве и т. д. Благодаря возможностям мультимедийного оборудования, педагоги могут демонстрировать видеозаписи занятий. Родители имеют возможность увидеть, как управляется их ребенок с современной техникой и каких результатов он достиг. Обязательно делаем акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации.
Благодаря использованию ИКТ, можно организовать новую форму взаимодействия с родителями группы — «Электронная родительская почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.
С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами можно активно вести подготовку к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получает родитель на свой электронный адрес от педагогов ДОУ. Данная работа особенно зарекомендовала себя в условиях, когда по ряду причин воспитанники не посещали детский сад (эпидемия ветряной оспы, сильные морозы, а для подготовки к утренникам остается мало времени. Посредством электронной почты создается возможность общения родителей с педагогами, консультирования по вопросам воспитания и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано родителями, которые по ряду причин не имеют возможности встретиться с педагогами лично.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освобождает педагога от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.
Практическая часть.
Демонстрация создания игр по развитию речи, по ФЭМП. Демонстрация скаченных игр и их использование на разных видах НОД. Предложить воспитателям самим создать игру на интерактивной доске.
Анкетирование. Задачи данного анкетирования заключаются в определении:
- способов получения воспитателями необходимых знаний и умений
- уровня ИКТ умений у воспитателей разных возрастных категорий
- области применения ИКТ в профессиональной деятельности
- условий, при которых использование ИКТ было бы оптимально организованно для всех педагогов
- Возможностей методической поддержки процесса информации ДОО.
Анкета
Уважаемый педагог, просим ответить на предлагаемые вопросы
1. Сколько лет Вы работаете в дошкольном образовании?
• До 3 лет
• От 3до 5 лет
• От 5 до 10 лет
• От 10 до 15 лет
• От 15 до 20 лет
• Более 20 лет
2. Ваше образование
• Высшее педагогическое (дошкольное)
• Высшее педагогическое
• Среднее педагогическое (дошкольное)
• Среднее профессиональное
• Другое___
3. Владеете ли Вы информационно-коммуникационными технологиями?
• Продвинутый пользователь
• Уверенный пользователь
• Простой пользователь
• Не владею
• Другое___
4. Какими техническими средствами вы владеете?
• Телевизор
• Магнитофон (СD- проигрыватель)
• Видеомагнитофон
• DVD-проигрыватель
• Видеокамера
• Фотоаппарат
• Компьютер
• Ноутбук
• Мультимедийный проектор
• Сканер
• Принтер
• Ксерокс
• Ламинатор
• Интерактивная доска
• Флеш-карта (карты памяти)
• Модем
5. Как Вы используете информационно-коммуникационные технологии?
• Самостоятельно
• С помощью коллег
• С помощью родственников, друзей
6. Оцените Ваш уровень владения компьютерными программами.
• Текстовый редактор Microsoft Word (1 2 3 4)
• Электронные таблицыMicrosoft Excel (1 2 3 4)
• Электронные презентации MicrosoftPowerPoint (1 2 3 4)
• Графический редактор Paint (1 2 3 4)
• Многофункциональный графический редактор Photoshop (1 2 3 4)
• Интернетбраузеры (Explorer, Mozilla, FireFox, Google Chrome)
(1 2 3 4)
1- Да; 2 – нет; 3 – не в полной мере; 4 – хотела бы научиться
7. В каких видах Вашей профессиональной деятельности Вы использзуете компьютерные технологии?
• Работа со списками детей
• Составление информации о семьях
• Подготовка необходимых дидактических пособий, раздаточного материала, предметных и сюжетных картинок, масок, атрибутики для подвижных игр, театрализованной деятельности и многое другое.
• Создание различных бланков документов (табели посещаемости, объявления, опросы, анкетирование)
• Оформление родительских уголков (технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации)
• Создание консультации и рекомендаций для родителей
• Поиск необходимой профессиональной литературы
• Создание всевозможных папок, стендов, папок-передвижек и др.
• Сопровождение НОД, досуговой и игровой деятельности наглядными материалами с помощью презентаций, электронных викторин и видеофайлов (в том числе мультфильмов)
• Оформление и презентация проектной деятельности
• Создание видеороликов, анимированных презентаций
• Создание мультипликационных фильмов
• Использование интерактивной доски
• Создание персональной интернет-страницы воспитателя
• Участие в педагогических интернет – конкурсах, проектах
• Подписка на профессиональные электронные интернет – издания
• Размещение своих публикаций в интернете
• Участие в профессиональных интернет – сообществах
• Повышение квалификации путем вебинаров, дистанционного обучения, профессиональных интернет-конференций
• Общение родительской общественности через Интернет (форумы, консультирование, рекомендации, организация совместной досуговой деятельности)
• Использование электронной почты
• Формирование собственной медиатеки, электронной библиотеки ДОО
• Работа и ведение диагностики воспитанников
• Информационное сопровождение официального сайта ДОО
8. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса?
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
9. Созданы ли в ДОО условия для использования компьютерных технологий?
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-коммуникационных технологий?
• Недостаточная материальная оснащенность ДОО
• Отсутствие регламентированного времени для использования ИКТ при подготовке к проведению занятий, досуговой деятельности.
• Недостаточно знаний и умений для использования ИКТ в профессиональной деятельности
• Недостаточное методическое сопровождение процесса информации ДОО
11. Какую помощь Вы хотели бы получить с целью комфортного использования ИКТ в профессиональной деятельности?
• Обучение на специализированных компьютерных курсах
• Проведение семинаров-практикумов в ДОО по отдельнымпрограмам
• Индивидуальное консультирование
• Дистанционное обучение
• Иное___