Екатерина Новикова
Консультация «Использование дидактических игр при организации работы по ИЗО с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр при организации работы по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: сформировать навыки рисования у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Публикация «Консультация „Использование дидактических игр при организации работы по ИЗО с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность – прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребенка, является ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. При организации работы по изобразительной деятельности особое место занимает игра. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и основным средством воспитания и обучения детей. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр с правилами, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему, активизировать их деятельность. Так, в процессе создания игры и в течение самой игры можно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения.
В период дошкольного детства закладываются основы разнообразных видов деятельности ребенка. Одной из важных задач этого периода является овладение умениями художественно-изобразительной деятельности.
Рисование – интегральный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Ребенок дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.
Изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка, но и некоторые особенности, общие для всех видов детской деятельности. Изобразительную деятельность следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы – дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности.
В процессе дидактических игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке.
Дидактические игры носят развивающий характер, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, право самостоятельного выбора, самовыражения.
Художественно-дидактические игры по развитию навыков рисования у детей дошкольного возраста можно разделить на условные группы:
Игры, способствующие развитию технических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например, «Собери фигуру по картинке», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
Игры на создание обобщенных образов. «Отгадай, кто это», «Чья тень?» (цвет, форма, величина).
Игры, способствующие развитию умений передавать форму предмета, соответствие его частей (рисовать с помощью линий, геометрические фигуры).
Игры, способствующие развитию мелкой моторики и формированию сенсорного опыта (мозаики, шнуровки, игры с песком, домино, пазлы).
Игры, развивающие умения располагать объекты в пространстве, их цвет, форму, строения, величину.
Все эти дидактические игры способствуют формированию навыков рисования у детей дошкольного возраста. Указанные игры можно использовать в различных видах детской деятельности и режимных моментах: непосредственно-организованная деятельность, индивидуальная работа, совместная деятельность, прогулка и т. д., при взаимодействии с семьями воспитанников.
Таким образом, в результате использования дидактических игр в развитии навыков рисования у детей дошкольного возраста отмечается положительная динамика. Дети освоили технику рисования, многие научились правильно держать кисть, карандаш, фломастер, набирать краску на кисть и промывать ее. Почти все дети свободно узнают и называют предметы, знают формы и величины предмета, узнают и знают цвета и т. д.
Список литературы:
1. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию // М. : Просвещение, 1991 г.
2. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности // М. : Просвещение, 1995 г.
3. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества // М. : Изд. Центр «Академия», 2014 г.
4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок // М. : Педагогика, 1972 г.