Елизавета Медведева
Консультация «Инновационный потенциал традиционных форм работы по развитию монологической речи у дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем давно известно, что формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей. Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Публикация «Консультация „Инновационный потенциал традиционных форм работы по развитию монологической речи у дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (т. е. совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъективных свойств личности, определяющих речевое поведение.
Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников рассказыванию и пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как активность, самостоятельность, творчество. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому очень важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, в процессе специально организованного обучения.
В последнее время резко возрос интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособлено.
А развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.
В этой связи встаёт необходимость вести в рамках коррекционно-развивающей программы с детьми группы с диагнозом ОНР целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи и речевого общения, используя на занятиях более эффективные, целесообразные, интересные и занимательные для детей методы, приемы и средства, которые способствуют появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Использование на занятиях по развитию связной речи моделирования, сказкотерапии, а также элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) что дает возможность с легкостью решить следующие задачи:
Самореализация ребенка, проявление его индивидуальности в разных видах творческой и речевой деятельности;
Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях и впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко;
Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания по заданному плану;
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших текстов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика;
Эмоционально раскрепощение ребенка, переход к словесному фантазированию, к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому логопеду, психологу, воспитателю, родителю следует заботиться о развитии связной монологической речи ребенка, с учетом свойств его личности.
А успех не заставит себя долго ждать, и первыми ростками победы окажутся дети, умеющие связно и красиво говорить.