Ирина Синайская
Консультация «Игровая деятельность с природным материалом»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - Игровая деятельность с природным материалом
Введение
Дети все дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь ко всему живому.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Конспекты
- Природный материал. Консультации
- Темочки
Игры с природным материалом, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т. д., а с другой стороны - стимулируют развитие активности, инициативности, изобретательности, эмоций. Бросая в ручеек пробку, листик или клочок бумаги, ребенок с криками радости или страха следит за своей лодочкой. Как и в любом процессе педагогической работы важна необходимость руководящей роли воспитателя. Педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы. Он должен обеспечить ребенка разнообразным природным материалом для игр, предложить темы, снабдить лопатками, ведерками, тачками, коробками, баночками и т. п. и предоставить ребенку большую свободу в играх, в действиях. Игры с природным материалом упражняют руку ребенка, развивают внимание, приучают детей создавать полезные вещи и ценить предметы, окружающие их. Значимость данного вида игр неоценима в решении важных задач сенсорного воспитания, в развитии чувственного опыта детей, в совершенствовании таких жизненно важных психических процессов, как ощущение, восприятие, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
1. Виды игр с природным материалом, используемые в воспитательно-образовательном процессе.
1.1. Игры с песком
Для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет сооружать различные постройки. Действуя, в процессе с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею.
1.2 Игры с водой
Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным. Л Игры с водой могут осуществляться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Для этого понадобятся непромокаемые фартуки или сменная одежда, используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Вода для игры должна быть тёплой.
Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как в младших группах, так и в старших возрастных группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий. В результате чего, постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.
1.3. Игры со снегом
Педагог может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку, вылепить комочки — снежки и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит фигуры, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка». Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей).
1.4 Игры с растительным материалом
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку. Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя.
1.5. Игры с глиной, камушками и ракушкой
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям, и взрослым. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию.
1.6. Дидактические игры с использованием природного материала
Дидактические игры с природными материалами являются основным способом сенсорного развития познавательной деятельности детей.
Во второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).
Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:
находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками);
находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия;
выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления;
узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;
группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее;
находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки;
находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.
При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.
Благодаря природным факторам, значительно богаче становится содержание игр по формированию элементарных математических представлений (д/и «Кто быстрее соберет», материал шапочки желудей разные по форме, «Найди отличия», возможны различные варианты, «Лото из камушков», «Что изменилось?», материал осенние листья.
Описываемые игры вариативны, их можно усложнять по мере накопления конкретных представлений детей об окружающем мире. Дидактические задачи в играх с природными материалами могут быть самыми разнообразными, в зависимости от целей их постановки взрослым и желании реализации ребенка.
2. Методические рекомендации по организации и руководству работы с природным материалом
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности. Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его индивидуальные возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Необходимо в начале выяснить, как дети относятся к природному материалу, знают ли что-нибудь о нем, что умеют делать с помощью него. Следует пробудить интерес детей к природному материалу, желание действовать с ним.
Педагог посредством игры с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, расширить и обобщить знания о тех или иных свойствах того или иного материала, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы.
Игры с природными материалами проходят в три этапа:
1 этап - игры, направленные на познание свойств;
2 этап - игры, направленные на изменение состояния природных материалов;
3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу педагог напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?» Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать. В группе необходимо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками — каждый хочет научиться делать такие игрушки. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности : на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.
Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.
Необходимо соблюдать некоторые правила при изготовлении поделок:
• не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;
• не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;
• не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).
Для знакомства детей с работой с растительным материалом при изготовлении поделок могут понадобиться достаточное количество материала, поэтому для пополнения его запаса можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить. К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня, корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т. д.
Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое. Материал должен быть рассортирован.
Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:
вступительная беседа воспитателя о материале, с которым предстоит работать опровождается показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет;
сообщить тему и показ образца игрушки;
анализ образца и показ приемов создания игрушки.
анализ готовой игрушки
уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
В детском саду работу с природным материалом организуют в первой половине дня 2 раза в месяц, Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки простые) или по подгруппам.
В группе должны быть созданы условия работы с природным материалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.
Природный материал : шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные, каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ракушки.
Дополнительные материалы : бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей ПВХ, цветные лоскутки, фанера, галька, косточки, леска и др.
Инструменты: шило, ножницы, нож, иголка, скрепка, кисточка и др.
Необходимо помнить, что созданная педагогом среда должна быть полифункциональная и безопасная.