МААМ-картинки

Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику»

Ольга Мамонова
Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику»
▼ Скачать + Заказать документы

Несомненно, большая часть игр, так или иначе развивает мелкую моторику. Игры и игрушки, такие как кубики, конструкторы, мозаики всех видов, тоже приносят огромную пользу мелкой моторике малышей. Но есть игры, которые направлены специально на развитие этого навыка.

Существует, например, целое направление - пальчиковые игры. В таких играх пальцами изображаются определенные фигуры, иллюстрирующие стишок или потешку.

Публикация «Консультация для детей младшего дошкольного возраста „Игры, развивающие мелкую моторику“» размещена в разделах

О пальчиковых играх написано много книг с текстами стихов и подробным описанием и изображением положения рук. Поэтому останавливаться подробно на пальчиковых играх не будем.

ТРАДИЦОННЫЕ ИГРУШКИ

(Слайд 2.)

Самые простые матрешки (набор из двух-трех куколок). Лучше купить игрушку, выполненную мастерами традиционных промыслов, а не новомодную игрушку с современными сюжетами.

Покажите детям, как матрешку открывать и правильно закрывать (совместив рисунок).

МЕЛКИЕ ПРЕДМЕТЫ

(Слайд 3.)

Дайте детям покопаться в коробке с пуговицами. Пусть они найдут такую же пуговицу, как вы показали, или все синие пуговицы, а может самую маленькую и самую большую или просто самую красивую.

Чем больше мелких предметов пройдет через руки ребенка, тем лучше. Но вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот.

БУСЫ

(Слайд 4.)

Можно купить в «Детском мире набор, в который входит пара десятков бусин и шнурок.

Впрочем, можно нанизывать на обыкновенный шнурок от обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых ожерелий. Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками.

ИГРЫ-ШНУРОВКИ

(Слайд 5.)

Игры шнуровки сейчас тоже широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-пуговиц до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.

Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают. А, может, лучше каждый день делать новую интересную игру-шнуровку? Все, что вам нужно для этого, - плотный картон, дырокол и шнурок для обуви. Кстати, такие игры дети с удовольствием будут делать и сами.

Единственная проблема - обыкновенным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только по краю картона. Но, думаю, если проявить немного фантазии и не замахиваться на большие куски картона, игры получатся интересными.

Сделайте из картона цветочек, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровать, с двумя отверстиями как у пуговицы. Бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.

ПЕРЕСЫПАЕМ, ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ

(Слайд 6.)

Посадите детей за стол. Поставьте перед ними несколько пластмассовых мисочек, стаканчиков или коробочек. Насыпьте в них несколько ложек крупы - мелкой, крупной, фигурных макарон.

Покажите детям, как пересыпать содержимое одной мисочки в другую, как перекладывать его ложками разного размера, горстями или двумя пальчиками.

Некоторых детей игра увлекает настолько, что они готовы предаваться ей каждый день и не один раз.

Естественно, что после игры вся крупа будет перемешана. Не спешите ее выбрасывать. Завтра дети с удовольствием продолжат играть с ней. Поменять полностью игровой материал нужно будет тогда, когда крупа загрязнится, а половина просто рассыплется.

ИГРАЕМ С ПРИЩЕПКАМИ

(Слайд 7.)

Конечно, в первую очередь для этой игры обычные бельевые прищепки. Кроме этого, вам могут пригодится фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите ребенку, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальмами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Представьте вместе с детьми, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик - это кормушка. Ну а детям надо, конечно же, помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.

Если дети научаться ловко обращаться с прищепками, предложите им попробовать смастерить что-нибудь из прищепок.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

(Слайд 8.)

Эта игра широко распространена. Для нее вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких предметов.

Для начала покажите детям те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть небольшие игрушки или пуговицы, бусинки, маленькие коробочки, например от спичек или фотопленки, ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.

Для начала возьмите только один предмет и уберите его в мешочек на глазах у детей. Спросите: «Где же пуговица (кубик и так далее? Куда она делась?» Достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!»

Опять спрячьте предмет в мешочек, предложите детям по очереди найти ее - скажите: «Найди, где пуговка!» Потом положите в мешочек не один, а два-три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» На глазах у детей достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите детям выполнить уже привычное им задание.

Если ребенок достанет не тот предмет, верните его в мешочек и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите ему своей рукой, что в мешке лежит не один предмет и пуговку надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогайте ему ощупать все и найти нужный.

Можете называть фигуру, которую нужно достать, или показывать детям такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).

Можно играть по-другому - пусть дети достают все предметы один за другим, называя тот, который собираются достать.

КОЛЛЕКЦИЯ ТКАНЕЙ

(Слайд 9.)

Отберите интересные на вид и разные на ощупь ткани. Пусть одни будут с крупным рисунком, другие - с мелким, третьи - однотонные. Сильно отличаются друг от друга на ощупь - шелк, сукно, вельвет, бархат, велюр, холст, тюль, джинсовая ткань, трикотаж. Добавьте обычный ситец, разные синтетические ткани.

Погладьте выбранные образцы. Нарежьте из каждого из них по два небольших одинаковых по размеру кусочка (квадраты или прямоугольники).

Предложите детям по очереди из четырех кусочков на ощупь (с закрытыми глазами) составить две пары. Затем постепенно увеличивайте количество пар.

Если вы обучаете детей читать и хорошо знаете точное название видов тканей, напишите их на небольших картонных карточках. Покажите и назовите детям каждый образец. Подберите карточку с названием. Если детей заинтересовала эта информация и они подолгу рассматривали и не раз уточняли, как называется тот или иной кусочек ткани, через некоторое время предложите вспомнить и разложить по памяти таблички к образцам.

УГАДАЙ КАРТИНКУ РУКАМИ

(Слайд 10.)

Для изготовления игры вам понадобятся карточки из плотного гладкого картона. А также:

• бархатная бумага;

• лоскутки замши, велюра, льняной ткани, других тканей;

• лоскутки кожи или кожзаменителя;

• наждачная бумага.

Вырежьте из перечисленных материалов силуэты геометрических фигур и узнаваемых предметов (домик, елочку, корабли, другие картинки, Наклейте по одному изображению на лист картона.

Можно сделать контурные рисунки, выложенные веревкой или шнуром.

Предложите детям на ощупь угадать, что изображено.

РИСУЕМ ПАЛЬЦАМИ

(Слайд 11.)

Обведение контуров или просто рисование пальцами помогает детям научиться изображать контуры, готовит их к настоящему рисованию и письму.

Можете предложить детям обводить пальчиком рисунки, которые вы заготовили ля предыдущей игры. Или нарисуйте простые рисунки на бумаге толстым маркером.

Предложите детям нарисовать пальцем на подносе с рассыпанной манной крупой или солью все, что им захочется.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

(Слайд 12.)

Научите детей отрывать кусочки пластилина от бруска, разминать его пальчиками, наклеивать и намазывать пластилин на бумагу или картон, катать пластилин по специальной дощечке. Научите детей скатывать колбаски и шарики. Прилепляйте слепленные колбаски на бумагу (просто так или на нарисованные вами сюжетные картинки - дорожки и так далее, влепляйте в размазанный по картонке пластилин разнообразные мелкие предметы:

• бусины, бисер, пуговицы;

• скрепки;

• крупу и макаронины;

• палочки, спички;

• камешки, скорлупки от орехов, другой природный материал;

• проволоку, веревочки, кусочки ткани.

Рисуйте на пластилине, размазанном по картону, спичками, палочками, старыми карандашами. Ставьте на пластилине отпечатки крышками от старых фломастеров, от пузырьков, ключами, другими мелкими предметами, создавая узор или простые рисунки.

ИГРЫ НА БУМАГЕ

Все задания, которые будут описаны ниже, можно выполнить красочно, разноцветными фломастерами и вложить в прозрачную папку-файл.

Тогда их можно будет использовать многократно. Дети будут рисовать прямо по папке фломастером, а вы потом вытрете влажной губкой все, что они «накалякали», и игра будет как новая.

«ДОРОЖКИ»

(Слайд 13.)

Нарисуйте домики с левой и с правой стороны, а между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала или открытки изображения любимых зверюшек или других персонажей. Детям, скажите, зверушки идут друг к другу в гости, что нужно им помочь - показать дорогу к домику. Если детям не интересны зверушки, нарисуйте машинки, паровозики или кораблики. А дети должны будут провести фломастером по дорожке. Если они не поняли, что нужно сделать, возьмите другой фломастер и сделайте все сами, тогда они будут повторять за вами.

Можно нарисовать не две, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными - прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

«ДОГОНЯЛКИ»

(Слайд 14.)

Вариант предыдущей игры, но теперь один персонаж бегает за другим. Нарисуйте замкнутую дорожку в виде круга, овала, прямоугольника или другой фигуры и на ней два-три персонажа. Дети должны несколько раз без остановки провести фломастером по дорожке.

«СОЕДИНЯЛКИ»

(Слайд 15.)

Такая игра вырабатывает навык рисования линий разной длины. Сюжет придумайте, ориентируясь на интересы детей. Это могут быть зверушки, у которых улетели воздушные шарики, и теперь их надо соединить («привязать») ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например светло-серым цветом, чтобы детям было видно, где рисовать.

Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки лестницы, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы эти цветочки выросли.

«ВОЛНЫ»

(Слайд 16.)

Нарисуйте речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны - небольшие S-образные линии. Малышу нужно буде обвести их и нарисовать новые волны.

«НАКОРМИ!»

(Слайд 17.)

Нарисованы персонажи, пред которыми стоят тарелки разных размеров. Нужно положить «еду», желательно не пролив и не просыпав мимо тарелки. Чем старше дети, тем строже правила. «Еду» можно просто «накалякать» или нарисовать палочками или точечками.

«ПРЯТКИ»

(Слайд 18.)

Нарисуйте картинки. Например лес. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу - два зверя, один из которых боится другого, например заяц и лиса. Детям нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, «закалякать» как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие или маленькие предметы, это разнообразит ваши игры.

Придумывайте свои варианты игр, в которых нужно что-то с чем-то соединить, раскрасить, провести ту или иную линию. Не забудьте подписать по складам некоторые детали картинки. В процессе игры вы будете прочитывать детям слова, можете попросить их обвести или закрасить то или иное слово, склад или букву.

Список использованной литературы

1. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 224 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Фотоотчёт о занятии по рисованию карандашом методом штриховки — развивающие мелкую моторику рук ко Дню карандашей на МAAMФотоотчёт о занятии по рисованию карандашом методом штриховки — развивающие мелкую моторику рук ко Дню карандашей на МAAM Сегодня на занятии с детьми мы будем рисовать в интересной развивающей технике – Штриховка. Дети любят, когда простые действия дают удивительный.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка»Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка» В рамках недели "Прогулка с матрешкой" мы с детьми 2 младшей группы "Ромашка" познакомились с русской деревянной игрушкой - это матрёшкой.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель:Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условияхЗадачи:показать важность.

Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику»Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику» Развитие мелкой моторики рук посредством лепки способствует укреллению мускулатуры пальцев,координации движения рук,развивается навык осязательного.

Развивающие игры В. Воскобовича для детей дошкольного возрастаРазвивающие игры В. Воскобовича для детей дошкольного возраста Проект познавательному развитию детей через развивающие игры Воскобовича. Основной вид деятельности - игра. В игре развивается способности.

Развивающие игры для детей младшего и среднего возраста (из подручных материалов) Развитию малыша помогают не только пособия купленные в магазине, но и самые обычные, простые вещи,которые находятся под рукой. У каждой.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику»
Опубликовано: 11 марта 2022 в 08:54
+183Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД