Приложение МААМ

Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»

Евгения Владимировна Немцева
Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»

«Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего»

Л. С. Выготский

Какой же психологический смысл вкладывается учеными в понятие «личность»?

Психолог Л. И. Божович подчеркивает, что личностью можно назвать человека, достигшего определенного уровня психического развития и умеющего управлять своим поведением и деятельностью.

Публикация «Консультация „Игра и развитие личности дошкольника“» размещена в разделах

Среди характерных черт личности, познаваемых многими психологами, Г. Г. Кравцов выделяет:

• целостность личности, связанную с внутренней свободой поведения и неотделимой от неё ответственностью;

• индивидуальность, обеспечивающая непохожесть одного ребенка на другого;

развитие самосознания, способность к самоанализу и рефлексии.

В педагогике и психологии бесспорным является факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г. Г. Кравцова, Л. А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника : воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр : наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, – подчеркивал Д. Б. Эльконин,- осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку».

По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляется новые формы самоконтроля.

Динамика развития игры в дошкольном возрасте идёт в направлении от игры с развернутой ролью и скрытым правилом к играм со скрытой ролью и развернутым правилам. Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией, и все больше относится к самому играющему ребенку, оно становиться средством осознания, овладения своим поведением. В этом заключается важнейшее значение игры для развития произвольности дошкольника.

Помимо произвольности игровая деятельность способствует развитию воображения, творческих способностей ребенка, имеющих значительный вес в культурном потенциале личности. Отождествляясь с образами различных животных, предметов, реализуя различные ролевые отношения, ребенок развивает не только развивает актерские качества, проявляет свою индивидуальность, но и реализует свою позицию как субъекта деятельности. Эта позиция позволяет ему не слепо копировать действия партнеров, а творчески осмысленно строить процесс игры, взаимоотношение со взрослым и сверстником. К тому же учеными А. А. Нарахуновой, В. В. Степановой доказано, что психологические особенности разных видов игр обуславливают овладение ребенком всеми компонентами воображения, в том числе главного - особенной внутренней позицией. Именно она позволяет ребенку не только управлять игровой ситуацией: рассматривать её в целом и быть в отдалении, но и осознавать, контролировать эмоции: страх, робость, находить выходы из трудных жизненных положений, т. е. обеспечивает естественную коррекцию детьми проблем в поведении.

Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать её содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться, чтобы быть понятым. Всё это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.

Литература: Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. О. В. Лещинская - Гурова

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 18:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Владимировна Немцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД