Евгения Владимировна Немцева
Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»
Консультация «Игра и развитие личности дошкольника»
«Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего»
Л. С. Выготский
Какой же психологический смысл вкладывается учеными в понятие «личность»?
Психолог Л. И. Божович подчеркивает, что личностью можно назвать человека, достигшего определенного уровня психического развития и умеющего управлять своим поведением и деятельностью.
Публикация «Консультация „Игра и развитие личности дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Среди характерных черт личности, познаваемых многими психологами, Г. Г. Кравцов выделяет:
• целостность личности, связанную с внутренней свободой поведения и неотделимой от неё ответственностью;
• индивидуальность, обеспечивающая непохожесть одного ребенка на другого;
• развитие самосознания, способность к самоанализу и рефлексии.
В педагогике и психологии бесспорным является факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г. Г. Кравцова, Л. А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника : воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр : наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, – подчеркивал Д. Б. Эльконин,- осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку».
По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляется новые формы самоконтроля.
Динамика развития игры в дошкольном возрасте идёт в направлении от игры с развернутой ролью и скрытым правилом к играм со скрытой ролью и развернутым правилам. Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией, и все больше относится к самому играющему ребенку, оно становиться средством осознания, овладения своим поведением. В этом заключается важнейшее значение игры для развития произвольности дошкольника.
Помимо произвольности игровая деятельность способствует развитию воображения, творческих способностей ребенка, имеющих значительный вес в культурном потенциале личности. Отождествляясь с образами различных животных, предметов, реализуя различные ролевые отношения, ребенок развивает не только развивает актерские качества, проявляет свою индивидуальность, но и реализует свою позицию как субъекта деятельности. Эта позиция позволяет ему не слепо копировать действия партнеров, а творчески осмысленно строить процесс игры, взаимоотношение со взрослым и сверстником. К тому же учеными А. А. Нарахуновой, В. В. Степановой доказано, что психологические особенности разных видов игр обуславливают овладение ребенком всеми компонентами воображения, в том числе главного - особенной внутренней позицией. Именно она позволяет ребенку не только управлять игровой ситуацией: рассматривать её в целом и быть в отдалении, но и осознавать, контролировать эмоции: страх, робость, находить выходы из трудных жизненных положений, т. е. обеспечивает естественную коррекцию детьми проблем в поведении.
Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать её содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться, чтобы быть понятым. Всё это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.
Литература: Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. О. В. Лещинская - Гурова