Сокова Юля
Консультация «Игры по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Чтобы упражнения и игры дали результат, надо правила знать:
• Занятия должны вызывать интерес у детей. Иначе они просто не будут выполнять ничего. Нагрузка должна быть адекватной возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме. Игровая деятельность – ведущая.
Публикация «Консультация „Игры по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Показ своим примером. Принимайте активное участие. Пример взрослого заразителен. Совместные занятия мотивируют, помогают укреплять взаимоотношения.
• Похвала. Да, обязательно хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что его усилия не ценят, то он быстро потеряет интерес.
• Не переусердствуйте. Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления деток, иначе занятия будут у него ассоциироваться с не приятными впечатлениями.
• Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т. д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте. Чередуйте игры. Иначе дети потеряют к ним интерес, ведь в младшем дошкольном возрасте интересно то, что им не хватает в повседневной жизни.
• Занятия должны быть ежедневными.
• Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.
Начинать заниматься развитием мелкой моторики можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.
Упражнения для развития мелкой моторики
Задания для детей от 0 до 2 лет
«Сорока-белобока»
Взрослый начинает водить пальцем по ладошке ребёнка и говорит : «Сорока варит кашу». Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый загибает один пальчик за другим к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала».
Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
«Ладушки-хлопушки»
Держите ручки ребенка в своих руках и похлопайте в ладоши: правая ладошка к левой, хлопнули в ладошки, левая ладошка к правой, хлопнули в ладоши и две ладошки.
«Ладушки»
Читая потешку, сопровождайте слова руками Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.) Где были?
У бабушки. Что ели?
Кашку. Что пили? Бражку.
(Хлопайте в ладоши.) Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели!
Шу — полетели! На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)
«Наш дом» Это домик.
(Обе ладони прижмите друг к другу.) Это крыша.
(Соберите вместе ладони и сплетите пальцы.) А труба ещё повыше.
(Вздерните все пальчики вверх, не расцепляя их.)
Задания для детей от 2 лет
«Дорога»
Постройте на столе дорожку шириной 3—5 см, прегражденную с двух сторон бумагой. Скажите ребенку покройте её мукой или пшеном, пытаться не рассыпать за границу дорожки.
«Из одной в другую»
Подготовьте две кружки: слева — кружку с манкой, а справа — пустую.
Задача: пересыпать всю манку из левой чашки в правую.
«Сладкий чай»
Учим малыша перемешивать сахар в кружке.
«Фейрверк»
Ребенок получает маленькие листки цветной бумаги и пытается разорвать их на мелкие части. Затем надо взять все кусочки в ладони и подкинуть их вверх.
«Снежок»
Задача: смять листок бумаги так, чтобы получился крепкий кружочек.
«Подзорная труба»
Ребёнок из листа бумаги свертывает обеими руками трубочку, затем может рассмотреть мир, смотря в трубу.
«Обратно в коробку»
Высыпьте на стол счётные палочки, ребенок нужно убрать все палочки, убирая каждую отдельно, назад в коробочку.
Задания для детей 3 лет
«Помоги мышонку дойти до сыра»
Создайте на листе бумаги лабиринт. Ребенок должен его преодолеть письменным предметом или прямо пальчиком. Чтобы было любопытнее проходить задание, придумайте небольшую историю: мышонок убегал от кошки, заблудился в лабиринте и очень хочет кушать, помоги ему дойти до сыра.
«Бусы»
Насаживать на нитку пуговицы, бусины, сушки и макаронные изделия.
«Режем-режем»
Вырезать ножницами всякие фигуры и склеивать их на листе бумаги.
«Конфетка»
Заверните конфету в 4—5 фантиков от конфет. Скажите малышу развернуть все фантики, съесть сюрприз и аккуратно сложить фантики.
«Разноцветные прищепки»
На стол положить коробку с цветными прищепками. Дайте малышу задание пальцами прикрепить на веревку прищепку зеленого, красного, розового, … цвета.
«Просим к столу»
Предложите малышу слепить из пластилина угощения игрушкам. Подготовьте пластиковые тарелочки и попросите малыша красиво разместить в тарелочки приготовленные блюда.
«Цап-царап»
Малыш кладёт свою ладонь сверху вашей. Вы произносите стишок и малыш внимательно слушает вас, при словах «цап-царап» он должен сдвинуть ручку, чтобы его пальцы не оказались в «капкане». Далее в игру присоединяется вторая рука.
«Пальчики работают»
Сожмите пальцы в кулачок. Чередуясь, раскрывайте их, начиная с большого. Далее поверните кисть вправо-влево несколько раз.
Большой палец — танцевал, Указательный — скакал, Средний палец — приседал, Безымянный — всё кружился, А мизинчик — веселился.
«Веер»
Ладони держите перед глазами, пальцы сжаты («веер закрыт»). Широко расположите, а потом притесните пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Сделайте несколько взмахов кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.
«Бабочка летит»
Сожмите пальцы в кулачок, попеременно разогните мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соберите в кольцо. Разогнутыми пальцами создавайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — меняя рук.
«Обведи предмет»
Обводить контур руки, дно вазы и т. д.
Для детей старше 5 лет
«Вышивать»
Проткните острым предметом дырочки в любой прочной поверхности — они должны представлять собой фигуру или рисунок. Ребенку следует своими силами вышить рисунок толстой иголкой с ниткой.
«Пришей пуговицу»
Научите ребёнка, как правильно пришивать пуговицу, затем ребенок выполнит то же самое под вашим наблюдением.
«Снежинки»
Покажите ребёнку, как создаются снежинки из бумаги, далее ребенок попробует сделать ее сам.
«Шнурки»
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок всяким образом. Прежде зашнуруйте ботинок вместе с ним. После ему следует завязать шнурки на своих ботинках без помощи взрослого.
Задания для детей 4 лет
«Покрути шарик»
Возьмите шарик и суньте его в промежуток ладоней малыша, попросите его покрутить шарик.
«Поймай шарик»
Попросите ребёнка подбросить шарик обеими руками высоко, а затем поймать также обеими руками.
Задания для детей 3 лет
«Колобок»
Покатайте шарик по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки.
«Пересыпь гречку»
Пересыпьте горсточку гречки из одной руки в другую.
«Ласковое пёрышко»
Проведите пером по поверхности ладоней и задней стороне кистей ребёнка.
«Снеговик»
Предложите ребёнку разукрасить любую картинку (раскраску) при помощи пластилина, пусть он размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.
«Цветик-семицветик»
Малышу следует выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка и сложить из них цветочек.
«Обводим по контуру»
Нарисуйте или напечатайте разных животных и растений, контур которых неровный. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Попросите его описать картинки.
Задания для детей 4 лет :
"Пальчик с носиком здороваются".
Коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
"Крепость".
Ребенок должен построить крепость из монет.
"Давай поздороваемся" Взрослый предлагает ребенку протянуть левую руку для приветствия – «поздороваемся»
«Катаем»
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
«Согреем пластилин и глину»
Размять пальцами пластилин и глину, слепить различные поделки;
«Бутончик»
Сжать и разжать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся».
«Пуговка»
Застегивать и расстёгиваем пуговицы.
«ГубкаБоб»
Смять руками поролоновые губки.
«Создаем рисунок»
Рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания на бумаге;
Для детей старше 5 лет
«Будущий парикмахер»
Сплести из волос мамы, сестры или куклы косички;
«Клить-вырезать»
Выполнять аппликации (цветочки, кораблики из бумаги и клея).
«Создаем театр»
С помощью пальцев и света создавать различные фигуры, животных.
Итак, благодаря вышеизложенным методам, у дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Систематические упражнения с участием рук и пальцев у дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.