Оля Елизарова
Консультация «Хочешь, я построю дом?» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Хочешь, я построю дом?»
В два года дети начинают строить простые сооружения из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков. Однако родители часто категорически требуют, чтобы ребенок не поднимал палку, не возился с камешками. В одних случаях они предлагают при этом малышу игрушки, купленные в магазине, в других — просто настаивают, чтобы он не собирал всякий «мусор», ничего не предлагая взамен. Но ведь для малыша палка может быть и ружьем, и морковкой, и даже рыбкой или крокодилом; разные камешки — это дети, машины, поезд; ветки, бруски — замечательный материал для постройки зоопарка, дороги. Какой простор для развития фантазии, мышления, речи! Дети учатся видеть необычное в обычном, исследуют природный материал, выделяя предметы по их форме, цвету, звучанию, запаху, величине и др. Не следует запрещать игры с безопасным бросовым и природным материалом, иначе развитие творческих способностей надолго задержится.
Темочки:
При сооружении разных построек из природного материала и готовых специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходимы наблюдательность, трудолюбие, критичность — качества, без которых невозможен ни один вид творческой деятельности.
Работа над постройкой побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для его эмоционального благополучия в детском коллективе.
Специальные строительные наборы могут включать самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Интересны детям пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинками, куклами, фигурками животных.
Можно предложить детям для игры и строительства крупные легкие прочные коробки разной формы и величины из-под обуви и других покупок.
Что дадут ребенку игры со строительным материалом?
Ваш малыш познакомится с разными деталями и запомнит их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика разные — две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две широкие и длинные; детали могут по разному располагаться на плоскости (кирпичик, например, лежит или стоит, а также в пространстве: кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом.
Прежде чем малыш сможет задумать конкретную постройку, подобрать для нее необходимые детали и осуществить свой план, он просто нагромождает кубик на кубик, кирпич на кирпич. Кубики падают, это вызывает у него восторг, удивление.
Однако объемная форма подсказывает ребенку образ предмета: кубик — табуретка, на нее можно посадить куклу; кирпичик, положенный на широкую сторону - дорожка, по ней поехала машина. Хвалите ребенка за такие действия. Помогите, когда он сам не справляется.
Надо помочь ребенку задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного с учетом их свойств. Для этого рассматривайте с детьми различные предметы. Например, на прогулке обратите внимание на скамейку во дворе: у нее есть сиденье и спинка. У лестницы — есть ступеньки и т. д. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в постройках.
Вы можете сами построить что-то и предложить ребенку рассмотреть (исследовать) : что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу.
Обыграйте постройки, чтобы вызвать у ребенка желание строить.
Для обыгрывания построек дайте ребенку куклу, зверюшек, посуду (куклы спят, едят, ходят по дорожкам и т. п.). Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов. Малыш будет с большим удовольствием использовать их в своих постройках наряду с игрушками, купленными в магазине.
Нужно постепенно усложнять постройки : сначала строим из кубиков или кирпичиков, потом используем и кубики, кирпичики, бруски, призмы и комбинации из них.
У малыша появились первые конструктивные умения :
- интерес к играм,
- находит сходство между постройкой,
- называет постройки,
- применяет технические приемы работы со строительным материалом,
- различает и называет детали: кубик, кирпичик,
- понимает слова: большой-маленький, широкий-узкий, одинаковые-разные,
-действует соответственно указанием: положи, поставь, принеси, сними, разбери, убери и т. д.
На этой основе обогащаются сюжетные игры. Овладение этим умениями рождает у ребенка чувство уверенности в себе, гордости своими успехами, создает основу для самостоятельности и проявления личностной позиции «Я сам»