Елена Ртищева
Консультация для родителей «Я сам: энциклопедия капризов» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Я сам: энциклопедия капризов.
Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Кризис трёх лет известен в возрастной психологии как кризис «Я сам». Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок - вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком". Кризис 3х лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, но начинает чувствовать себя независимым от взрослых. По сути дела, речь идёт о том, что потребности и функциональные возможности ребёнка кардинально отличаются от его потребностей на предшествующем этапе развития.
Темочки:
Трёхлетние дети не только забавные и смышлёные карапузы, но и вполне самостоятельные личности. Кризис трёх лет считается самым ярко выраженным. В это время поведение взрослых во многом определяет путь развития ребёнка.
В чём же причина этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?
Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связанно с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1м лице. Если раньше вы слышали: "Ваня хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчё тливо произносит: "Я хочу пить!". Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых.
Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!". Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешнее проявление кризисного поведения малыша связано с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство-способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь одеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!" "Не буду"! "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.
Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение – это абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка-свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он «плохой» или «хуже других». Надо пытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявление кризиса.
Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет?
Попробуйте воспользоваться следующими советами:
• Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Переведите стремление к самостоятельности в игровую деятельность;
• Установите границы активности малыша. Они должны определиться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону «можно» и «нельзя». Сведите к минимуму попытки запрещать что-либо ребенку;
• Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;
• Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;
• Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу;
• Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание - истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.
В заключении нужно сказать, что общение с ребенком в период кризиса (любого возраста) — это особое искусство. Главное - понять и помочь ребенку, даже если в этот момент он совсем не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый. Лучшее, что можем сделать мы, взрослые, - принять его таким, какой он есть, и любить.