Ольга Кирьянова
Консультация «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Темочки:
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ
• совместная работа по обмену опытом.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
В ДОУ рекомендуется проводить работу с родителями через дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью дошкольного учреждения, через повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Необходимо всеми возможными способами объяснить родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьей.
Формы сотрудничества с родителями :
нетрадиционные формы организации родительских собраний, мастер-классы, дни открытых дверей, совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, участие родителей в семейных конкурсах, выставках, оказание дополнительных образовательных услуг, организация совместной трудовой деятельности, наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки, консультации, анкетирование, индивидуальные беседы и др.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях надо начинать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Наиболее распространенные методы изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас, как педагогов, о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам, как воспитателям, познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д., с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения можно дать родителям более обоснованные рекомендации, найти вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребенком. Обычно это бывает в часы утреннего приема и во время ухода ребенка из детского сада. Если внимательно наблюдать, в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чем расспрашивают родители ребенка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми :
• совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
• проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
• выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания подбираются наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребенка.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями :
Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста., а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
Совместно с родителями можно организовать мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности: участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Организация и проведение дней открытых дверей; туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями; в конце года с участием родителей можно провести творческий отчет по итогам года.
Родительское собрание.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Традиционные акции
Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Ёлочка – зеленая иголочка!», «Берегиня», «Город чистюля»
Социальные: «Подари игрушку детям!», «Солнечная акварель», «Огонь памяти», «Мусора здесь нет!»
Тематические: «Обмениваемся игрушками», «Любимая книжка – познакомьтесь!», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Летняя история» и многое другое.
Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Горка», «Осторожен будь с огнем!» и др.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике используются различные виды наглядности:
уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
Информационные листки : объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
Папки– передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, необходимо поинтересоваться о пользе прочитанного материала, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. Не забывайте хвалить родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
Источники информации :
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005, С. 221.
4. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//https://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii