Ирина Инякина
Консультация «Формирование элементарных математических представлений и развитие речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие ребенка — одна из ключевых задач дошкольного образования. Оно включает не только овладение навыками счета, решения задач и измерения, но и способность анализировать окружающий мир, выявлять отношения, свойства и зависимости, а также передавать их с помощью символов и знаков.
Комплексное развитие математических представлений требует целенаправленной и организованной деятельности. Воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, помогая найти адекватные пути их решения. Занятия по математике проводятся как в специально организованной форме, так и вне её, создавая системное и целенаправленное развитие.
Основная роль в формировании математических представлений у старших дошкольников отводится речи. Ребенок, выполняя практическое действие, должен проговаривать его, что способствует развитию умения рассуждать и обосновывать свои решения. На занятиях используются точные термины, а обороты речи отличаются строго заданным порядком.
Для успешного усвоения математических операций необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Дошкольники должны усвоить запас слов, понять их значения и установить логико-грамматические связи между ними. Сформированность лексико-грамматического строя речи критически важна для решения арифметических задач. Анализируя текст, ребенок учится устанавливать зависимости, выделять логические связи и строить доказательные рассуждения.
Задачи активизации речевой деятельности на занятиях по математике:
Формирование прочных знаний об основных понятиях элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени).
Обогащение и активизация словарного запаса детей.
Обучение использованию математических терминов.
Активизация умственной деятельности.
Развитие внимания, памяти и мышления.
Процесс формирования математических представлений способствует совершенствованию связной речи. В математической речи важны слова, несущие смысловую нагрузку, а лишние слова могут затруднять понимание. Речь должна быть убедительной, краткой и ясной.
На занятиях по математике используются различные виды речевого материала: стихи, загадки, считалки и фольклор. Они не только развивают речь, но и делают занятия более разнообразными и интересными.
Особое место в формировании математических представлений занимают дидактические игры. Они делятся на несколько групп:
Игры с цифрами и числами.
Игры на ориентирование во времени.
Игры на ориентирование в пространстве.
Игры с геометрическими фигурами.
Игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами помогают детям освоить прямой и обратный счет, согласование числительных с существительными и глаголами, а также оперировать математическими терминами.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у дошкольников способствует развитию речи, логического мышления и творческих способностей. Комплексный подход, включающий разнообразные методы и средства обучения, помогает создать прочную основу для дальнейшего математического развития и успешного обучения в школе.