наталья викторова
Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста».
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотно взаимодействовать с природой. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития: физического, интеллектуального, духовного и т. д. Во время общения с природой мир человека обогащается духовно, он становится мягче, добрее, расширяется его кругозор.
Публикация «Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование ценностного отношения к природе должно начинаться с раннего возраста и продолжатся на протяжении всей жизни человека.
Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой
Цель: Воспитание ценностного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста через формирование начал экологической культуры.
Для реализации цели я наметила перед собой следующие задачи:
1. Сформировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливая простейшие связи между ними.
2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.
3. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Для решения выше изложенных задач определила следующие формы и методы организации детской деятельности:
Свою работу я начала с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Создавая экологическое пространство в группе, я опиралась на опыт работы Т. А. Серебряковой, С. В. Тиманиной и придерживалась следующих требований:
1. Эмоциональная привлекательность предметов, материалов, оборудования.
2. Направленность предметно – пространственной среды на формирование активности детей в разных видах и формах деятельности.
3. Направленность на оптимальное развитие задатков и способностей каждого ребенка.
4. Обеспечение каждому ребенку свободы выбора пособий, материалов.
5. Обеспечение доступности материалов и пособий интеллектуально и физически.
6. Целесообразность предметов и материалов.
Экологическое пространство в группе я создавала с учетом возрастных особенностей детей, так как дети среднего дошкольного возраста отличаются эмоциональной отзывчивостью, активностью и любознательностью.
Для формирования элементарных представлений об основных свойствах растений – как живых организмах, способах дифференцированного ухода за комнатными растениями в уголке природы поместила 6 комнатных растений: аспарагус, аспедистру, бальзамин, бегонию вечноцветущую, бегонию крапчатую, фикус.
Календарь природы позволил детям при помощи воспитателя и самостоятельно детально фиксировать природные явления, процессы, изменения, которые они наблюдали на прогулке.
Для усиления работы по формированию у детей навыков исследовательской деятельности в уголке природы мной была создана зона опытнической деятельности. Она включает в себя различные пособия, инструменты, обеспечивающие детям успех в экспериментирование: чашечки, тряпочки, баночки, лупы и т. п.
В уголке природы я разместила : модели, многочисленные дидактические картинки и игры экологического содержания, художественная литература о природе и ее объектах, разнообразные раскраски, альбомы, дидактический материал природоведческого характера, а так же инструментарий по уходу за растениями: лейки, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Для творческого экспериментирования в уголке природы я поместила разнообразный природный материал : камешки, семена и т. п., сопутствующие материалы – бумагу, пластилин, карандаши и т. п.
Все оборудование в свободном доступе для детей, эстетически и гигиенически привлекательное.
Формирование основ ценносного отношение к природе у детей осуществлялось поэтапно:
1этап «Ознакомительный» - уточнение и систематизация знаний детей о мире природы и выявление умений по уходу за объектами природы.
На этом этапе я предлагала детям разнообразные игры-задания («Когда это бывает?», «Кто это?»). С детьми рассматривала дидактический материал и картины природоведческого характера, проводила беседы об увиденном в процессе наблюдений за объектами природы, создавала проблемные ситуации. Дети наблюдали за работой воспитателя в уголке природы и на огороде. Широко использовала художественное слово для восприятия красоты природы (загадки, пословицы, потешки, стихи, рассказы, сказки).
2 этап «Познавательный» - формирование основ ценностного отношения к миру природы и развития познавательных умений.
Все экологические темы я разбила на блоки, в которых поставленные задачи изучались более углубленно и подробнее и интегрируются со всеми видами деятельности.
На этом этапе основным методом являлось наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Каждодневные наблюдения приучают детей приглядываться, подмечать ее особенности, развивая у детей наблюдательность. Наблюдения является неисчерпаемым источником эстетических восприятий и эмоционального воздействия на детей. В течение всей работы я проводила наблюдения как с одним ребенком, так и с группой детей или со всей детьми вместе; эпизодические (за дождем, снегопадом, листопадом, прилетевшей птицей и т. п.) и длительные (за рыбками в аквариуме, за комнатными растениями и т. п.). В ходе наблюдений я предлагала детям выполнять несложные трудовые поручения (полей цветок, покорми черепах, собери листочки и т. п.). Постепенно дети начинали понимать некоторые связи и отношения между объектами природы (почему осенью стало холоднее; почему растение вянет и т. п.). После многочисленных наблюдений мы с детьми ходили на экскурсии в лес, парк, зоопарк.
Далее я организовывала тематические занятия («Кто живет в лесу?», «Зимуш ка-зима» и т. п.). Занятия позволяли обобщить знания детей о природе. Занятия давали мне возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе, беседы, чтение художественных произведений (Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова, М. Пришвина и т. п.). Рассказывая детям, беседуя с ними, читая художественную литературу о природе, я всегда использовала разнообразные дидактические картины (деревья, цветы, насекомые и т. п., сюжетные картины (Как дети спасали птиц, животные леса в разные времена года и т. п., иллюстрации к художественным произведениям, репродукции известных художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» и т. п.).
Особое место в работе с детьми я отвела демонстрации моделей. Моделирование позволяет обеспечить успешнее усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, с детьми проводила простейшие опыты (необходимость воды для растения; почему тает снег и т. п.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка и т. п.). Благодаря опытам у детей развивался интерес к изучению мира природы.
На прогулках, на занятиях, в повседневной жизни мы с детьми постоянно играли в дидактические, подвижные, творческие игры природоведческого характера. С помощью игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
3 этап «Практический» - Овладение умениями ухода за живыми существами в совместной и самостоятельной деятельности детей.
На этом этапе большое значение имел труд в природе. В процессе труда детей в уголке природы и на огороде, я старалась воспитать любовь и бережное отношение к ней. У детей стал развиваться интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. Во время труда детей в природе, я знакомила их со свойствами и качествами объектов природы. Трудясь, дети на практике усваивали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей
Особо эффективными на данном этапе оказались следующие формы и методы работы с детьми: самостоятельное использование дидактических, настольно – печатных, подвижных, творческих игр; обращение к прошлому опыту; самостоятельное пользование художественной литературой о природе; самостоятельное рисование, лепка, аппликация, разукрашивание книжек раскрасок по теме; конструирование из бумаги животных, птиц, рыб, насекомых, цветов; самостоятельное рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций, репродукций художников.
Эффективность роботы по формированию ценностного отношения детей к природе в большей части зависит от тесного взаимодействия педагога с родителями. Я использовала в своей работе такие методы, как общие и индивидуальные консультации, рекомендации и советы экологического содержания, тематические выставки, привлечение родителей к экскурсиям с детьми в лес, выставки совместных работ из природного материала.
Родители должны вполне осознавать, что без ознакомления детей с жизнью природы, трудно обеспечить полноценное развитие ребенка. Именно в семье через наблюдения, практическую деятельность, игры, чтение у детей накапливается большой стихийный опыт о мире природы, который нуждается в дальнейшей коррекции, осмыслении.