Бордовских Татьяна Анатольевна
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие для полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий по музыкальному воспитанию :
• «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;
• «Музыкальное воспитание» О. Радыновой;
• «Праздник каждый день» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;
• Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;
• Программа «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной и Т. Сауко;
• Технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей»,
«Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры».
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
I. Валеологические песенки-распевки.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Пальчиковые игры.
IV. Речевые игры.
V. Музыкотерапия.
I. Валеологические песенки-распевки
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
1. «Здравствуйте, ребята»
«Здравствуйте, ребята» – «Здравствуйте»
«Доброе утро» – «Доброе»
«Я вам очень рада» – «Мы тоже рады»
2. «Я пою, хорошо пою»
3. Доброе утро!
Доброе утро! / Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! / Разводят руки в стороны
И сегодня весь день Будет веселее. / Хлопают в ладоши
Мы подгладим лобик, носик и щечки / Движения по тексту
Будем мы красивыми, как в саду цветочки / Постепенно поднимают руки вверх,
Ушки тоже мы потрем /Трут уши
И здоровье сбережем! / Обнимают себя за плечи
Улыбнемся снова / Улыбаются друг другу
Будьте все здоровы! / Хлопают вверху в ладоши
II. Дыхательная гимнастика
Основные задачи:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей
2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.
В работе с дошкольниками можно использовать несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, которая разработала известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.
Упражнение «Ладошки»
(по А. Н. Стрельниковой)
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
На счет «раз – хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох.
Дыхательное упражнение «Весенние листочки»
(по Г. А. Кошелевой)
Дует легкий ветерок
И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок
И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.)
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У. (Пропевание гласных.)
«Подуй на одуванчик»
Дети 3-4 раза дуют на руки - «одуванчики», не раздувая щек.
«Собачка» (закаливание зева)
Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.
III. Пальчиковые игры
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Доказано, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (младшая группа).
Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми – русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.
«Песочный домик»
Вот песочница большая / разводят руки в стороны
С крышею в горошек / руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом / стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек / показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика / загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка (щеночка)
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко / Делают пальцами обеих рук «окошко».
По дорожке ходит кошка / «Бегают» указательным и средним
пальцами правой по левой руке
С такими усами! / Показывают «длинные усы»
С такими глазами! / Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет. / «Зовут» правой рукой.
Нас гулять скорей зовет!
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
IV. Речевые игры
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.
По методике К. Орфа речевые игры, сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов) и они прекрасно развивают чувство ритма.
«Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)
И летят, летят, летят! (качают руками)
V. Музыкотерапия
Музыкотерапия – это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:
И. С. Бах «Шутка»
Д. Кабалевский «Клоуны»
И. Штраус «Полька «Трик-трак»
В. А. Моцарт «Турецкое рондо»
Детские песни: «Настоящий друг» Б. Савельев
«Всё мы делим пополам» Шаинского.
Музыка для пробуждения :
Э. Григ «Утро»,
К. Сен-Санс «Аквариум»,
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
Колыбельные:
Н. Римский – Корсаков «Море».
К. Сен-Санс «Лебедь»,
Русские народные колыбельные песни.
Музыка для релаксации :
Т. Альбиони «Адажио»,
Э. Григ «Песня Сольвейг»
С. Прокофьев «Утро», «Вечер»
К. Дебюсси «Лунный свет»
Шуман «Грёзы»
Вывод
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются :
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,
- повышение уровня речевого развития,
- снижение уровня заболеваемости,
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" Москва, ТЦ "Сфера", 2008.