Герасимова Татьяна
Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Герасимова Т. А.
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
«Благодаря восприятию прекрасного
человек открывает прекрасное в самом себе.»
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Период дошкольного детства — начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольный период закладывается основы личностной культуры. Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе как к части природы, к объектам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Проблема экологического воспитания дошкольника одна из глобальных проблем, существующих в современной педагогике.
Выдающиеся педагоги придавали и придают большое значение природе как средству воспитания детей : К. Д. Ушинский предлагал «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. И. Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». С. Н. Николаева : «формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».
Г. А. Ягодин подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей», т. е имеет мировоззренческий характер и направленность.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Наиболее важная задача, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой- формирование у детей элементарной системы знаний о природе, ее объектах и явлениях, их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.
С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?
В ДОУ разрабатывают и проводят специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за растениями. Особенностью проведения занятий с эко направленностью в ДОУ является их целенаправленность и систематичности.
Компоненты экологического воспитания детей :
• Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
• К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
• В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
• Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе
Экологическая грамотность детей должна состоять в понимании следующих принципов:
• Человек- часть вселенной;
• Человек и природа взаимосвязаны;
• Человек не может жить и существовать без природы;
• Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает, важно научиться сохранять природу.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку учиться ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.
Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала. Разнообразие растений в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости и заботы о них, а так же это даёт возможность проводить различные опыты и наблюдения.
Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше. Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.
• Занятия и беседы составляют 33,9%. (чтение художественной литературы,художественно-эстетическое развитие и др.)
• Игры 9,7%. (словесные, дидактические, предметные, подвижные, экологические, настольно-печатные и др.)
• Опыты и эксперименты 4,8%.
• Наблюдения в природе 14,5% (в природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений, важно проводить наблюдения во время прогулок, обращать внимание детей на то, что природа изменяется). («Лаборатория природы», «Экологическая тропа», «Природный уголок»)
• Экологические выставки 1,6%
• Досуговые занятия 10,8%
• Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях (Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птицы, это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь. Кроме того лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе. Дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм изготавливая и развешивая кормушки для них на территории детского сада).
• Консультационная работа с родителями — 2,2%.
Каждый из методов экологического воспитания дошкольников имеет свои особенности и преимущества. Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время экологических занятий в ДОУ и экскурсиям отводят первое место. Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок более доступно детскому восприятию. У дошкольников развивается экологическое мышление, и это помогает им понять, осознать и принять необходимость любить и беречь природу, заботиться о животных. Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания.
Литература:
• Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа. 1995.
• Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : 2005.
• Михайлова З. А., Полякова М. Н., и др. ОО Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012.
• Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
• Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.
• Тугушева. Г. П, Чистякова. А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.