Папки-передвижки

Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников

Ярлыкова Любовь
Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников»

Ярлыкова Любовь Юрьевна

воспитатель вышей квалификационной категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 «Золотая рыбка»

города Дубны Московской области

e-mail : yarlykova.l@yandex.ru

Аннотация.

Публикация «Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах

Данная статья представляет собой опыт педагога дошкольной образовательной организации по экологическому образованию дошкольников совместно с родителями воспитанников. Рекомендации по организации экологического образования для педагогов дошкольных образовательных учреждение.

Содержание:

1. Актуальность экологического образования в ДОУ.

2 Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка.

3. Формы работы с родителями.

4. Экологические акции, проводимые в ДОУ.

5. Смотр – конкурс «Огород на окне».

6. Досуги, выставки.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Одна из важнейших информаций, которую получает ребёнок - это экологическая. Она касается, прежде всего, того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей на планете Земля.

Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста, даст возможность вырастить поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.

Показателями экологической воспитанности являются : ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда - то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, мастер классы, экологические конкурсы). Но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Работа проводится в двух направлениях: - педагог – родитель, - педагог – ребёнок – родитель.

Все эти методы являются также просвещением для самих родителей в экологической проблеме.

В реализации задач экологического воспитания уделяется большое значение природному окружению в детском саду. Разработана «Экологическая тропа детского сада».

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Научить видеть в обыденном - чудесное, в привычном - необычное, вызывать эстетические переживания.

Поэтому, мы предлагаем, в родительских уголках, такую форму работы, как: серия наблюдений в природе. Даё м специальные задания: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы, как: экологические акции. Так, ежегодно мы проводим акцию: «Покормите птиц зимой». Вместе с родителями изготавливаем листовки, плакаты, кормушки. Проводим познавательную беседу: «Жизнь птиц зимой», выходим в ближайший парк, раздаем прохожим листовки и развешиваем кормушки с кормом для птиц, не только на территории ДОУ.

Регулярно проводим акцию: «Коробки, шишки, камыши приносите малыши!» Цель акции - сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. Акция: «Я сам посажу цветок» была проведена с целью привлечение родителей к благоустройству территории детского сада. Акция: «Сохраним планету», совместно со специалистом «Экосистемы» Чайниковой Ириной Аркадьевной, побудила дошкольников правильно собирать и разделять мусор для его утилизации.

18 октября 2017 года дети, вместе с родителями, приняли участие в городском фестивале агитбригад: «Мы в ответе за свою Планету». Воспитанники в своем выступлении, отразили экологические проблемы и пути их решения, призвали бережно относиться к природе и окружающему миру.

В целях выявления и распространения опыта детско-родительской проектно-исследовательской деятельности, в ДОУ был организован фестиваль экологических проектов : «Юный эколог». Дети, вместе с родителями, представили интересные проекты: «Как человек повлиял на окружающую среду в моём городе» и «Снег и его значение», который был представлен на городском уровне.

Наш воспитанник, Марков Лев, принял участие в городском конкурсе чтецов экологической направленности : «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!»

Каждый год в нашем саду проходит смотр-конкурс: «Огород на окне». В группах высеивается рассада для высадки на клумбы и огород детского сада. И всё это интересно обыгрывается. Родители с большим желанием и энтузиазмом участвуют в данных конкурсах, проявляют творчество и фантазию.

Дошкольники любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью в детском саду является непосредственное участие детей в уходе за растениями.

В своей группе мы приобщаем детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развивает такие качества, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества.

Так, в апреле 2017 года, мы приняли участие в городском смотре-конкурсе: «Огород на окне» и представили свой практико-ориентированный проект: «Огород крольчонка одуванчика», по французской сказке Женевьевы Юрье, а также сказочных персонажей в окружении разнообразных ухоженных овощных культур, выращенных в разных условиях.

Дети рассказали членам жюри смотра-конкурса, как проводились эксперименты по проращиванию семян в разных условиях (в темноте, без влаги, в теплице) и что из этого получилось. А огород получился на славу! У нас выросли: лук, укроп, петрушка, салат, чеснок, огурцы, кабачки, баклажаны, помидоры, подсолнечник, фасоль, бобы, а также, рассада цветов.

В оформлении огорода активно принимали участие родители воспитанников : изготавливали своими руками кашпо и ящики для овощных культур, которые украшали бабочками и жучками. Помогали в приобретении орудий труда и инвентаря: лопатки, совочки, грабельки. Самый главный персонаж сказки, Крольчонок Одуванчик, был изготовлен из подручных материалов: сена, соломы, ткани. Благодаря тщательной подготовке и слаженной работе всех участников, композиция огорода была эстетично оформлена. Композиция получилась всем на удивленье - просто загляденье!

Ребята ежедневно наблюдали за развитием растений, не забывали вести дневник наблюдений и фиксировать изменения, происходящие с объектами живой природы. А мы – воспитатели, непринужденно, в игровой форме, привлекали детей к труду по уходу за растениями. Но самое главное, что зелень, выращенная на окне, оказалась на столе.

В процессе реализации нашего проекта, мы рекомендовали родителям вырастить растения разными способами и дома. Создать для них разные условия: для одних - тепло, воду, свет; для других - тепло, воду, темноту; для третьих - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого - на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагали выбрать для посадки: лук - репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте, труд - это, прежде всего, средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому, это ещё и великолепный познавательный материал.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада, является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками: «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая». Проведение разнообразных конкурсов и выставок: «Таинственный мир океанов», «Осенняя пора», «Новогодние фантазии», «Весенний букет», «Я рисую лето».

В холле детского сада ежемесячно обновляется выставка работ, родителей, детей и воспитателей, на разные темы, такие как: «Необычное из обычного», «Осенние чудеса», «Подарки осени»; работы из природного материала: «Наши руки не для скуки»; поделки из бросового материала: «Новогодняя елочка», «Страна необычных цветов».

Родители активно принимают участие в субботниках, в оформлении и озеленении детской площадки.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что взаимодействие детского сада и семьи в воспитании необходимо, поскольку и родители, и педагоги хотят видеть в детях достойных граждан нашего общества. Благодаря помощи семьи детский сад может обеспечить высокие результаты экологического воспитания, потому что семья взаимодействует на ребёнка каждодневно и располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Публикации по теме:

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников "Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.

Активные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковАктивные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в летний оздоровительный период Плодотворное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на следующих принципах: 1. Доверия. Родители, должны быть уверены.

Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Куделина Ольга Владимировна,.

Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе. 1 квартал. 1 Блок. Собрание «Самостоятельность и.

Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.

Проект взаимодействия с семьями воспитанников «Семейные традиции» Проект взаимодействия с семьями воспитанников на тему: «Семейные традиции» Тип проекта: Информационно - творческий. Возраст детей: старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 13:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Ярлыкова Любовь (УИ 1677048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД