Ярлыкова Любовь
Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников»
Ярлыкова Любовь Юрьевна
воспитатель вышей квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 «Золотая рыбка»
города Дубны Московской области
e-mail : yarlykova.l@yandex.ru
Аннотация.
Публикация «Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
Данная статья представляет собой опыт педагога дошкольной образовательной организации по экологическому образованию дошкольников совместно с родителями воспитанников. Рекомендации по организации экологического образования для педагогов дошкольных образовательных учреждение.
Содержание:
1. Актуальность экологического образования в ДОУ.
2 Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка.
3. Формы работы с родителями.
4. Экологические акции, проводимые в ДОУ.
5. Смотр – конкурс «Огород на окне».
6. Досуги, выставки.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Одна из важнейших информаций, которую получает ребёнок - это экологическая. Она касается, прежде всего, того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей на планете Земля.
Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста, даст возможность вырастить поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.
Показателями экологической воспитанности являются : ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда - то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, мастер классы, экологические конкурсы). Но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
Работа проводится в двух направлениях: - педагог – родитель, - педагог – ребёнок – родитель.
Все эти методы являются также просвещением для самих родителей в экологической проблеме.
В реализации задач экологического воспитания уделяется большое значение природному окружению в детском саду. Разработана «Экологическая тропа детского сада».
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Научить видеть в обыденном - чудесное, в привычном - необычное, вызывать эстетические переживания.
Поэтому, мы предлагаем, в родительских уголках, такую форму работы, как: серия наблюдений в природе. Даё м специальные задания: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы, как: экологические акции. Так, ежегодно мы проводим акцию: «Покормите птиц зимой». Вместе с родителями изготавливаем листовки, плакаты, кормушки. Проводим познавательную беседу: «Жизнь птиц зимой», выходим в ближайший парк, раздаем прохожим листовки и развешиваем кормушки с кормом для птиц, не только на территории ДОУ.
Регулярно проводим акцию: «Коробки, шишки, камыши приносите малыши!» Цель акции - сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. Акция: «Я сам посажу цветок» была проведена с целью привлечение родителей к благоустройству территории детского сада. Акция: «Сохраним планету», совместно со специалистом «Экосистемы» Чайниковой Ириной Аркадьевной, побудила дошкольников правильно собирать и разделять мусор для его утилизации.
18 октября 2017 года дети, вместе с родителями, приняли участие в городском фестивале агитбригад: «Мы в ответе за свою Планету». Воспитанники в своем выступлении, отразили экологические проблемы и пути их решения, призвали бережно относиться к природе и окружающему миру.
В целях выявления и распространения опыта детско-родительской проектно-исследовательской деятельности, в ДОУ был организован фестиваль экологических проектов : «Юный эколог». Дети, вместе с родителями, представили интересные проекты: «Как человек повлиял на окружающую среду в моём городе» и «Снег и его значение», который был представлен на городском уровне.
Наш воспитанник, Марков Лев, принял участие в городском конкурсе чтецов экологической направленности : «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!»
Каждый год в нашем саду проходит смотр-конкурс: «Огород на окне». В группах высеивается рассада для высадки на клумбы и огород детского сада. И всё это интересно обыгрывается. Родители с большим желанием и энтузиазмом участвуют в данных конкурсах, проявляют творчество и фантазию.
Дошкольники любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью в детском саду является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
В своей группе мы приобщаем детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развивает такие качества, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества.
Так, в апреле 2017 года, мы приняли участие в городском смотре-конкурсе: «Огород на окне» и представили свой практико-ориентированный проект: «Огород крольчонка одуванчика», по французской сказке Женевьевы Юрье, а также сказочных персонажей в окружении разнообразных ухоженных овощных культур, выращенных в разных условиях.
Дети рассказали членам жюри смотра-конкурса, как проводились эксперименты по проращиванию семян в разных условиях (в темноте, без влаги, в теплице) и что из этого получилось. А огород получился на славу! У нас выросли: лук, укроп, петрушка, салат, чеснок, огурцы, кабачки, баклажаны, помидоры, подсолнечник, фасоль, бобы, а также, рассада цветов.
В оформлении огорода активно принимали участие родители воспитанников : изготавливали своими руками кашпо и ящики для овощных культур, которые украшали бабочками и жучками. Помогали в приобретении орудий труда и инвентаря: лопатки, совочки, грабельки. Самый главный персонаж сказки, Крольчонок Одуванчик, был изготовлен из подручных материалов: сена, соломы, ткани. Благодаря тщательной подготовке и слаженной работе всех участников, композиция огорода была эстетично оформлена. Композиция получилась всем на удивленье - просто загляденье!
Ребята ежедневно наблюдали за развитием растений, не забывали вести дневник наблюдений и фиксировать изменения, происходящие с объектами живой природы. А мы – воспитатели, непринужденно, в игровой форме, привлекали детей к труду по уходу за растениями. Но самое главное, что зелень, выращенная на окне, оказалась на столе.
В процессе реализации нашего проекта, мы рекомендовали родителям вырастить растения разными способами и дома. Создать для них разные условия: для одних - тепло, воду, свет; для других - тепло, воду, темноту; для третьих - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого - на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагали выбрать для посадки: лук - репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте, труд - это, прежде всего, средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому, это ещё и великолепный познавательный материал.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада, является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками: «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая». Проведение разнообразных конкурсов и выставок: «Таинственный мир океанов», «Осенняя пора», «Новогодние фантазии», «Весенний букет», «Я рисую лето».
В холле детского сада ежемесячно обновляется выставка работ, родителей, детей и воспитателей, на разные темы, такие как: «Необычное из обычного», «Осенние чудеса», «Подарки осени»; работы из природного материала: «Наши руки не для скуки»; поделки из бросового материала: «Новогодняя елочка», «Страна необычных цветов».
Родители активно принимают участие в субботниках, в оформлении и озеленении детской площадки.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что взаимодействие детского сада и семьи в воспитании необходимо, поскольку и родители, и педагоги хотят видеть в детях достойных граждан нашего общества. Благодаря помощи семьи детский сад может обеспечить высокие результаты экологического воспитания, потому что семья взаимодействует на ребёнка каждодневно и располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.