Вавина Олеся Сергеевна
Консультация для воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста.
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами изза дефектов восприятия и произношения фонем. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть» : «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т. д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в :
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т. д.
Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя групп детей с ФФНР.
Осуществляется эта работа в следующих направлениях:
- коррекция речи;
- коррекция неречевой симптоматики;
- решение образовательных задач;
- формирования связной речи.
Воспитатели совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того логопед и воспитатель должен учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.
В связи с этим основным задачами в работе логопеда и воспитателя являются :
- всесторонняя коррекция речи;
- формирование неречевых процессов;
- формирование личности ребенка в целом.
Воспитатель должен хорошо ориентироваться в структуре речевого дефекта и конечно же знать уровень актуального развития каждого ребенка и все это использовать для организации своей работы.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном оформлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.
Совместно коррекционно - логопедическая работа осуществляется следующим образом:
1. Учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки.
2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.
В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и логопеда.
Функции логопеда:
1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально - личностных особенностей ребенка и определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым;
2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;
3. Работа над просодической стороной речи - интонация, ударение и темп речи;
4. Коррекция недостатков звукопроизношения;
5. Совершенствование фонематических процессов;
6. Коррекция недостатков слоговой структуры слова;
7. Отработка новых лексико-грамматических категорий;
8. Обучение связной речи.
9. Предупреждение нарушений письма и чтения;
10. Формирование послогового чтения;
11. Развитие психических - функций.
Функции воспитателя :
1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели;
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
3. Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях;
4. Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей;
5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения детей;
6. Формирование связной речи;
7. Заучивание стихотворений, потешек и текстов;
8. Знакомство с художественной литературой;
9. Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа;
10. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
11. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель - логопед проводит диагностическое обследование детей.
Учитель - логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка.
На этом же этапе обследования одной из основных задачей этого периода является задача объединения детей в «целое» (объяснение правил поведения и требования, которые необходимы соблюдать именно в этой группе, или какие то речевые правила для всех детей). Необходимо создание атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
Совместно воспитатель и учитель - логопед должны оформлять родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, т. е. нужны рекомендации в помощь родителям как по этой теме они могут пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ и так далее. Речь воспитателя должна быть :
- предельно грамотной;
- фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.
Существуют различные варианты взаимосвязи логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работе:
1. Занятия воспитателя или предшествуют логопедическим занятиям, то есть подготавливают детей к логопедическим занятиям.
Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую познавательную и мотивационную базу для занятий логопеда. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.
2. Или же Воспитатель закрепляет учебный материал логопедических занятий, тем самым развивая у детей способности применять полученные на логопедических занятиях знания, умения и навыки в различных ситуациях.
Очень важным является роль воспитателя в проведении своих занятий. Воспитатель четко должен знать особенности методики обучения детей в коррекционных группах. Задачей занятий воспитателя, а так же их содержание соотносятся с задачами логопедических занятий. Основную словарную работу проводит логопед, а воспитатель формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на занятиях по ИЗО деятельности, во время этих занятий воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивыми полными предложениями и самим задавать вопросы. При наблюдении за объектом на природе воспитатель знакомит детей с новым словом, уточняет их знания, способствует повторению этих знаний в разных ситуациях и активизирует детей к собственной речи. Эта работа является основной для проведения логопедических упражнений и способствует совершенствованию речевых навыков. Воспитатель должен поощрять детей в инициативе высказываться, не следует останавливать и прерывать детей, подавляя их в желании высказаться. Необходимо поддерживать инициативу речевых высказываний детей, расширять содержание вопросами, помогать им при высказываниях, создавать интерес к теме разговора у других детей. Логопед на подгрупповых занятиях закрепляет умения и навыки, сформированные у детей воспитателем во время своих занятий, прогулок и свободной деятельности, так как они имеют цель дальнейшего формирования сложной формы речи - планирующая речь.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации общего психического состояния ребенка в целом. В своей работе воспитатель руководствуется обще-дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию и содержание методов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедического воздействия. В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приемы работы воспитателя. На начальном этапе работы на первый план выступает наглядно-практический метод и приемы обучения как наиболее доступные для детей с нарушением речи - это символика и схемы.
Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей - это наличие речевых нарушений по структуре и тяжести.
Закрепление у детей речевых навыков во всех видах деятельности. Воспитатель осуществляет воспитательные задачи и коррекционный блок в своей работе одновременно. При построении своих занятий, воспитатель должен учитывать все сформированные навыки и умения детей, которые были закреплены на другой деятельности.
Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе. Приемы исправления ошибок во время деятельности и вне нее отличаются друг от друга.
Ошибки необходимо исправлять, не привлекая внимания других детей. Лучше отвести ребенка в сторону, незаметно от остальных и предложить прослушать варианты правильного и неправильного исправления, а после спросить: «Как лучше сказать это выражение?». Если ребенок не может найти правильный вариант ответа, тогда воспитатель сам дает правильный вариант ответа. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно с наименьшим количеством ошибок воспитатель сам должен иметь четкую, достаточно громкую, неторопливую речь.
Функции воспитателя в группах для детей с ФФНР
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - логопеда и воспитателя.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем - логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).
Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения.
Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора.
Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.
Функциями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
• Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
• Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
• Формирование связной речи.
• Заучивание стихотворений, потешек, текстов.
• Знакомство с художественной литературой.
• Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т. д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три елочки»).
В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).
Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе) :
- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);
- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);
- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).
Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла. Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия(30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель - логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.
Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п., логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации, хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является :
• Артикуляционная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
• Непосредственно – организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
• Коррекционная работа во время режимных моментов.