Ольга Грачева
Консультация для воспитателей «Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором восприятию цвета отводится большое место, как важному признаку предметов и явлений. Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Японские педагоги определили, что цветовое восприятие дает возможность наиболее широко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление, творческие способности, что в свою очередь оказывает влияние и на общее развитие человека. У каждого человека, и у ребёнка, есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при занятиях предметной деятельностью. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно – действенное мышление, в конце года проявляются основы наглядно – образного мышления, но ведущую роль занимает – игра! Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Маленькие дети, как правило, проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам, чем к игрушкам. Малышам очень нравиться играть с прищепками. Прищепки – это очень простой и доступный материал для развития малышей. С помощью прищепок можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться различать цвета, считать, развивать фантазию, воображение и т. п. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе. Что изменилось сейчас? Будет ли ребенку интересно? Из обычных прищепок можно создать целый сказочный мир! Сколько креативных, необычных идей уже существует, а сколько еще можно придумать! Ведущим средством реализации моей разработки являются игры с прищепками. Целью моей работы стало: «Создание системы дидактических игр на развитие восприятие цвета детьми».
Публикация «Консультация для воспитателей „Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Цели и задачи дидактических игр :
1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет (восприятие цвета, формы величины)
2. Способствовать развитию познавательной активности детей
3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей
4. Способствовать развитию внимание, усидчивости детей
5. Побуждать к активной речи
6. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию
Для этого были разработаны игры с доступными и привлекательными для детей материалами. Целью этих игр является знакомство детей с понятием «цвет», определением 4-х основных плюс 2-х дополнительных (оранжевого, белого) «цветов». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз. Систематизировались игры и упражнения по целям и задачам. В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, отличающиеся по величине, материалам, широкой цветовой гаммой. Прищепки могут помочь ребенку не только научиться определять цвета, но и помогут в формировании количественных представлений ребенка. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: игры способствуют развитию мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитию пространственных ориентаций; уточнению и развитию словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитию конструктивного мышления; стимуляции речевой активности; развитию чувства ритма; формированию положительного настроя на совместную со взрослыми деятельность. Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками: прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов; прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры; коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала; сшитые и вырезанные различные фигурки (овощи, фрукты, человечки, животные и т. д.); веревки разной толщины и длины; платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.
Приучать детей к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям. Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Проводить такие игры можно как дома с родителями, так и в свободное время в детском саду с педагогами. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы такие игры приносили ему радость. Мария Монтессори считала, что воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением. Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям. Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.
Прежде всего, ребенок должен научиться нажимать на прищепку, чтобы она открылась, используя при этом силу пальчиков. Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом. На этом этапе подойдет игра «Найди жучка». Закрепите прищепки разных цветов в разных местах комнаты: на шторках, на скатерти, на кресле. Предложите малышу отыскать разноцветных жучков и собрать их в ведерко. Для этого малышу надо будет сосредоточить внимание – найти прищепку-жучка, а потом снять ее, приложив усилие. Если малыш еще не знает цвета, взрослому необходимо обозначать какого по цвету жучка нашел ребенок. Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом.
«Найди жучка (бабочку, пчелу и т. д.)». Дети собирают жучков по группе (на шторах, скатерти, одежде, в корзинке и т. д.) Можно собирать только красных жучков или зеленых, больших и маленьких желтых бабочек.
«Зубастики». Дети открывают и закрывают прищепки, на которых приклеены картинки волка, лиса, крокодила и т. д.
«Посади на листок лягушку (курочку)». Дети прикрепляют на листик прищепки с лягушками и курочками.
«Посади на цветок бабочку». На каждый лепесток цветка дети сажают бабочку, называя цвет.
«Бусы». Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
«Веревочка». Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нанизывают прищепки одного размера или одного цвета на веревку.
«Мамины помощники». Дети вешают платочки на веревку. Желтые платочки прищепками желтого цвета, красные – красными и т. д.
«Украсим коробочку». Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. На красную сторону коробки прикрепляются прищепки красные, на желтую сторону - желтые и т. д.
«Баночка». «Кто быстрее «оденет» баночку?» (прищепки подбираются по цвету баночки).
«Разноцветный заборчик». Дети на цветных сторонах коробки или полоски картона прикрепляют прищепки по цвету.
«Шаль с бахромой». Дети прикрепляют по цвету платка бахрому из прищепок.
«Зверята». На силуэты зверей и птиц дети прикрепляют недостающие детали: колючки ежу, лапки лисе, хвост петуху и т. д.
«Урожай собирай». Дети прикрепляют и снимают зеленые листики и палочки на овощи и фрукты.
«Тучка и дождь». На вырезанный силуэт тучки дети прикрепляют из прищепок синего цвета капельки дождя.
«Сделай лучики солнышку». К кругу прицепляют желтые лучики.
«Стрекозы». Из прищепок делают крылья для стрекозы: синей – синие крылья, красной – красные и т. д.
«Цветочки». По цвету подбирают для серединки цветка лепесточки.
«Ёлочка». Делают из прищепок зеленые иголки.
«Рыбки в аквариуме». По цвету подбирают для рыб хвостики.
«Веселые человечки». Дети делают из прищепок волосы для человечков.
«Осьминожки». Дети прикрепляют синим осьминожкам – синие лапки, желтым – желтые и т. д.
«Крабики». По цвету подбирают лапки для крабов.
«Почини кукол». По цвету одежды подбирают ручки и ножки для кукол.
«Украсим ёлочку». Украшают новогоднюю елочку игрушками, называют цвета.
«Чудо-дерево». На дерево прикрепляют и снимают прищепки с бабочками, пчелами, жуками, цветами, называют цвета.
В результате своей работы я увидела, что дети с интересом играют в дидактические игры из нестандартного материала. Используют эти игры во всех игровых центрах. Дети узнают: «красный, зеленый, синий, желтый цвета». Некоторые дети не всегда могут правильно их называть, но если попросить их показать такой же по цвету предмет, то они легко справляются с этим заданием. Дети стали замечать и выделять цвет предметов в окружающем мире. По результату диагностики к концу учебного года:
- 100% детей самостоятельно обследуют предметы и играют в игры из нестандартного материала, направленные на развитие цвета;
- 70% малышей могут правильно назвать и показать четыре основных и два дополнительных «цвета», самостоятельно без образца.
- 80% детей могут правильно показать все цвета, сравнивая их с образцом;
В своей дальнейшей работе намерена использовать новые методики, направленные на воспитание детьми раннего возраста «цвета» через дидактические игры, чтобы детям было интересно в детском саду, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свою индивидуальность, найти занятие по душе.