БЕЛОГРИВЦЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ИГР»
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № 11 БЕЛОГРИВЦЕВА О. И.
МОСКВА 2016 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствует нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом.
Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать разногласия.
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано - уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определёнными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений педагогами широко используется игра. Потребность ребёнка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трёх дружащих между собой ребят, а именно большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную направленность, способствуют их сплочению.
Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребёнка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.
Однако нередко наблюдается и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу; девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает в круг «кошку» - свою приятельницу. Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е. их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.
Необходимость активного, целенаправленного формирования интересов, потребностей личности имеет существенное значение для повышения уровня нравственного воспитания детей разных возрастов. Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действию.
Избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.). Кроме того, при выборе товарища оценивают также определё нные личностные качества: справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, чёткое следование правилам игры и др.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребёнка очень важно, что он может играть свободно (а не в определённых организованных рамках, например, для занятий или труда, Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений. На поведение ребёнка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только (и может быть не столько) прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игрою.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.
Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чём они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы между детьми в группе :
Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре или роли, считаться с интересами товарищей;
Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
Известная объективность оценок ми самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение;
Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не по указанию, совету взрослого);
Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений. Выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как его выучить. Желательно, чтобы педагог использовал подсказку лишь в крайних случаях. Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног».
Для её проведения на полу отделяется чертой «болото» шириной 4-5 м. Дети сидят на стульчиках в одной стороне комнаты. Двум из них дают по две доски (40/25 см). С помощью досок им надо перейти на другой «берег». Педагог объясняет и показывает, как выполнить задание. Каждый ребёнок кладёт одну доску на «землю», осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладёт вторую в направлении движения, идёт дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент соревнования снимается, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ног, не строится.
Когда дети подходят примерно к середине «болота», создаётся ситуация, будто у одного из играющих доска сломалась и уплывает (педагог длинной палкой подтягивает её «к берегу»). Детям не даётся готовое решение задачи, они должны сами мобилизовать свой опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения. В этих условиях один ребёнок может продолжать двигаться вперёд, а другой, если его не выручит из беды товарищ, должен остаться один на «болоте». Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой берег, не намочив ног (т. е. только по доскам). Дети ведут себя по-разному. Если решение принимается верное, то бывают удовлетворены оба товарища. Ребёнок может, перебравшись на берег, подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою вторую доску. Бывают случаи, когда ребёнок продолжает свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевают другие задачи.
Такого рода проверку сформированности взаимоотношений лучше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возможность играть поочерёдно с двумя детьми, не привлекая внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а проявляют самостоятельность и нравственную активность.
Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская ссора, и задать вопросы: что значит «хорошо дружить», как поступают друзья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?
Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и в которой участвует воспитатель, ещё не главный показатель уровня их нравственной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, догадливость ребёнка, его полноценное умственное развитие.
Литература
Белкина В. Н., Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.
2. Богуславская Н. Ё., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
3. Казанский О. А. Игры в самих себя. М., 1995.
4. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М„ 1999.
7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
9. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание. 1997. №8. С. 7.
10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия,
игры. М„ 1999.
И. Мое настроение: Методическое пособие для занятий взрослыми с детьми / Авторы-сост. С. В. Щербинина, И. Г. Топоркова и др. М., 2000.
12. Твое имя / Сост. И. Воробьева. М., 2000.
13. Хухлаева О. В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нило-ва Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.