Галина Смирнова
Консультация для воспитателей «В судоку играем — логику развиваем»
Консультация для воспитателей.
В «Судоку» играем – логику развиваем.
Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка пик познавательной активности, формируется база для развития логического мышления – способности «действовать в уме».
Публикация «Консультация для воспитателей „В судоку играем — логику развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Судоку для детей
- Темочки
Развитое логическое мышление - это не только успешное обучение в школе, но и способность делать выводы, выбирать способ решения проблем, «идти по жизни в нужном направлении».
Одной из развивающих игр является довольно древняя, но в тоже время до сих пор пользующаяся популярностью головоломка – «судоку».
Что же такое «Судоку»? «Судоку» известно как японское развлечение, но не только Япония является родиной этой игры. Хотя идея «судоку» пришла не из Японии, но название игры имеет японское происхождение. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно».
История «судоку» насчитывает многие тысячелетия. Праобразом «судоку» является игра «Магический квадрат», появившаяся в Китае 2000 лет назад. «Магический квадрат» представляет собой квадрат размером 3 3 клетки, в каждую из которых помещается одно число от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел в любом столбце, строке и по диагонали равнялась 15.
Позже «Магический квадрат» был преобразован математиком Леонардом Эйлером в квадрат, который имел определенное число ячеек, особенно 9, 16, 25 и 36. Этот ученый заполнял клетки латинскими буквами (Латинский квадрат, а позже греческими буквами и назвал квадрат греко-латинским.
Идею Эйлера развил Гарвард Гарис, который использовал квадрат 9 9 и добавил дополнительные ограничения, цифры не должны повторяться и во внутренних квадратах 3 3.
В настоящее время появилось множество модификаций «судоку», но классическая «судоку» представляет собой квадрат 9 9 клеток, разбитый на подквадраты со сторонами по 3 клетки каждый. В некоторых клетках заранее проставлены числа, а игроку нужно расставить недостающие числа таким образом, чтобы в каждом столбце, строке и подквадрате находились числа строго от 1 до 9 и не повторялись. Правильно составленная «судоку» имеет только одно решение.
«Судоку» – очень популярная головоломка современности. В эту игру с удовольствием играют взрослые и подростки. На самом деле, разгадывание этой головоломки не требует специальных знаний или возможностей. Необходимо лишь умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования. Интересно то, что разгадывание «судоку» предупреждает развитие слабоумия. Эта игра полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Так же эта игра помогает снизить эмоциональную нагрузку.
В чем же именно заключается польза этой головоломки?
Разгадывание «судоку» систематически и с интересом приводит к следующим результатам у старших дошкольников:
Во-первых, игра улучшает память ребенка. Память и логика взаимодействуют постоянно, когда ребенок разгадывает «судоку». Ребенок использует свою память, чтобы запоминать картинки, когда использует логику, думая над последующей пустой ячейкой.
Во – вторых, игра позволяет ребенку практиковать свое логическое мышление, когда разгадывает головоломку, и в конечном итоге улучшает ряд навыков, в т. ч. работы с цифрами.
«Судоку» помогает развить чувство времени. Дошкольники учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Так же эта головоломка улучшает силу концентрации. «Судоку» требует от ребенка стратегического мышления и творческого решения задач. Как только дошкольник перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации.
И, наконец, немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».
Забавная игра-головоломка позволяет хорошо отдохнуть и потренировать мозг. Игра в «судоку» помогает детям почувствовать в себе мастерство решения логических задач, дарит чувство удовлетворенности от решения сложной задачи. Ученые доказали, что «судоку» улучшает память, способствует образованию новых клеток мозга, способствует развитию навыков мышления, повышает сообразительность ума, улучшает концентрацию внимания. Это всё очень важно, для будущих школьников. Но самое главное, «судоку» поднимает настроение и дарит радость от общения в игре с друзьями.
Цель головоломки – необходимо заполнить свободные ячейки недостающими геометрическими фигурами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая фигура встречалась только один раз. Правильная головоломка имеет только одно решение.
Конечным результатом в данной игре являются: развитие интересов детей; развитие любознательности; развитие познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление самосознания; развитие воображения и творческой активности.
Подготовила:
Учитель-дефектолог - Смирнова Г. А.
Материал:
1. Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений // Актуальные исследования. 2022. №17 (96). С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/4031-formirovanie-mislitelnikh-operatsij-u-detej
2. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. // Издательство: ВЛАДОС, 2001. 180 с.
3. Сухин. И. Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, Астрель, 2006. — 128 с. — ISBN 5-17-036566-7.
4. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР - Москва: Педагогика, 1990. 372 с
5. Шевченко С. Г «Подготовка детей с задержкой психического развития» книга 1, 2 Москва «Школьная пресса» 2004 г.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 248с.