Наталья Коновалова
Консультация для воспитателей «Труд детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»
В. А. Сухомлинский
Труд — это важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
-Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Труд детей в природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
- Расширение кругозор детей. Содействовать интересу детей к объектам природы.
-Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
- Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение среди других видов труда.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Трудясь в природе, дети знакомятся:
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о-том, что влага — источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития растений (появление всходов, цветение, плодоношение, в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные, существующие в жизни природы. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т. е. они, узнают о роли человека в управлении природой.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.
Требования к организации труда в природе.
1. Приступая к трудовому процессу, ребенок должен знать правила обращения с объектом живой природы. Сознательное следование правильным формам поведения и обычно оно не преподноситься в готовом виде, а является итогом его рассуждений и выводов. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
2. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
3. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
4. Гигиенические требования к организации труда в природе.
5. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
6. Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Формы организации труда в природе.
Труд детей в природе организуют в следующих формах:
-Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
-Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться.