Ирина Кашицина
Консультация для воспитателей «Влияние музыкального творчества на психологическое-эмоциональное»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.
Исследования известных ученых, педагогов, доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением возможность раннего развития музыкальных способностей детей. Есть данные подтверждающие факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболевание сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедляя рост других. И главное музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения композитора Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние музыкального творчества на психологическое-эмоциональное“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его духовной культуры в будущем. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений по развитию эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в проведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря с каждым годом увеличивается число нездоровых детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность. Замыкаясь на телевизорах. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперреактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, агрессия, замкнутость – все это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта и эмоционального благополучия.
Уже в работах общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора – находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности (пении, игре, речи, жестах, мыслях, поступках. в рождении и смерти). От Пифагора пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. Способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина. Певец - Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но и даже диких зверей и птиц. Врач – Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухих. Слушание музыки, исполняемой на митре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач – Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. Согласно А. Кирхеру – немецкому ученому-музыканту, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой и сферой. Той которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Музыка оказывает оздоровительное воздействие.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройствах, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия – представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия – предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения, так и дополнение других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).
Основными и главными задачами определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих особенностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Музыкальная релаксация – данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. 1. Упражнения для активизации жизненных сил «Энергия». 2. Упражнения для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей) музыка Шостаковича из фильма «Овод». 3. Упражнения формирующие оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. 4. Упражнение на преодоление чувства застенчивости «Я все умею» муз. И. Брамса и тд.
Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования. Музыкотерапия организует педагога на сотрудничество с ребенком,
на интеграцию различных видов художественной деятельности.
Используемый материал на занятиях по музыкотерапии – танец, мимика, музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо этого они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а также дает определенный психотерапевтический эффект.
Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности в повседневной деятельности, а самостоятельных играх и тд. Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму из отдельных композиций необходимую форму занятий. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов : таких как внимания памяти, воли, творческого изображения и фантазии, а также как средство эмоционального расслабления или повышения психофизического тонуса и тд.
На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей. активизировать внимание. В процессе музыкального творчества – ребенок познает самого себя, свои способности и возможности. У него формируются определенные навыки, чувство контакта с окружающим миром. И именно это – делает ребенка здоровым и счастливым.