Анна Сидоренкова
Презентация «Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне попробовать, и я пойму»
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребенка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и взрослому, и ребенку. Главное - постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.
Публикация «Презентация „Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. А ведь народные сказки представляют собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.
Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия; темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок.
В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло.
Посредством сказки происходит решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
Снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя.
Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года - аудио интерес к особенностям сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь», содействию помощников («Гуси-лебеди», помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой :
• использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
• организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
• широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
• включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
• использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
• включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Свою работу по развитию по ознакомлению детей со сказкой я начала с создания предметно-пространственной среды в младшей группе. Для детей был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. В театральном уголке имеются разнообразные виды театра - «Репка», «Колобок», театр би-ба-бо «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др. Был оформлен книжный уголок с разнообразным материалом: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».
Вместе с детьми во второй младшей группе мы освоили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей : радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физминуток передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр в игровой деятельности, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями. В работе с детьми среднего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности. Дети охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в знакомых сказочных героев. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми.
Драматизация знакомых сказок осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички.
На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
С успехом сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоциональной сферы, развитие речи и т. д.
С большим интересом для детей проводились игры-занятия по коллективному придумыванию, созданию сказки (использование ТРИЗ-технологии, игры на развитие творческого воображения «Волшебные превращения», помогающие детям стать более раскованными, снять эмоциональное напряжение, проявить творческие способности.
Работа по приобщению детей к народным сказкам включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей) : семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «Жили-были…», театрализованные творческие постановки.
Вместе с детьми и родителями был реализован проект по сказке «Колобок»; в рамках тематической недели «Неделя детской книги» прошло итоговое мероприятие по русским народным сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь».
В результате проведенной работы:
Дети с интересом слушают, обыгрывают, пересказывают знакомые произведения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Происходит активное расширение словаря детей, улучшается диалогическая речь.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
Дети стали больше проявлять участие в творческих играх, повысилась активность и инициативность.
Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание и умение самостоятельно придумывать и рассказывать сказки, истории.
У детей появляется уверенность в себе, развивается эмоциональная отзывчивость, умение общаться в разных ситуациях.
Развиваются образное мышление, фантазия, творческие способности.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Спасибо за внимание.