Получи документы

Презентация «Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка»

Анна Сидоренкова
Презентация «Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне попробовать, и я пойму»

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребенка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и взрослому, и ребенку. Главное - постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Публикация «Презентация „Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка“» размещена в разделах

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. А ведь народные сказки представляют собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия; темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок.

В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло.

Посредством сказки происходит решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

Снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя.

Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года - аудио интерес к особенностям сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь», содействию помощников («Гуси-лебеди», помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Формы организации детей по ознакомлению со сказкой :

• использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

• организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

• широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

• включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

• использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

• включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Свою работу по развитию по ознакомлению детей со сказкой я начала с создания предметно-пространственной среды в младшей группе. Для детей был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. В театральном уголке имеются разнообразные виды театра - «Репка», «Колобок», театр би-ба-бо «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др. Был оформлен книжный уголок с разнообразным материалом: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».

Вместе с детьми во второй младшей группе мы освоили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей : радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физминуток передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр в игровой деятельности, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями. В работе с детьми среднего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности. Дети охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в знакомых сказочных героев. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми.

Драматизация знакомых сказок осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

С успехом сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоциональной сферы, развитие речи и т. д.

С большим интересом для детей проводились игры-занятия по коллективному придумыванию, созданию сказки (использование ТРИЗ-технологии, игры на развитие творческого воображения «Волшебные превращения», помогающие детям стать более раскованными, снять эмоциональное напряжение, проявить творческие способности.

Работа по приобщению детей к народным сказкам включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей) : семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «Жили-были…», театрализованные творческие постановки.

Вместе с детьми и родителями был реализован проект по сказке «Колобок»; в рамках тематической недели «Неделя детской книги» прошло итоговое мероприятие по русским народным сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь».

В результате проведенной работы:

Дети с интересом слушают, обыгрывают, пересказывают знакомые произведения.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.

Происходит активное расширение словаря детей, улучшается диалогическая речь.

Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.

Дети стали больше проявлять участие в творческих играх, повысилась активность и инициативность.

Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось желание и умение самостоятельно придумывать и рассказывать сказки, истории.

У детей появляется уверенность в себе, развивается эмоциональная отзывчивость, умение общаться в разных ситуациях.

Развиваются образное мышление, фантазия, творческие способности.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Оригами и его влияние на развитие ребёнка Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас.

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка «Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном».

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Консультация «Влияние телевидения и компьютера на развитие ребёнка» Влияние телевидения и компьютера на развитии ребенка. (консультация для родителей) Мы живем в эпоху активного развития средств массовой.

Мастер-класс для родителей «Влияние родительских установок на развитие ребёнка» Цели: знакомство с понятием «принятие ребёнка», особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя; определение «языка принятия».

Презентация «Влияние питания на рост и развитие детского организма» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 9 «Светлячок» Консультация для воспитателей.

Презентация опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное.

Влияние сказки на психическое развитие ребенка Влияние сказки на психическое развитие ребенка Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить.

Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем в ДОУ 4 года. За это недолгое время уже успел приобрести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 00:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Влияние сказки на нравственное, эмоциональное и психологическое развитие ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сидоренкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД