Беленова Елена Викторовна
Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на здоровье детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние подвижных игр на здоровье детей».
Здоровье - это дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Сохранять и укреплять здоровье детей, основная задача педагогов. Здоровый ребенок легче обучается, у него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития воли, природных способностей. Нельзя не согласиться со словами Сухомлинского, который сказал: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние подвижных игр на здоровье детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
В том, что подвижные игры оказывают огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, сходятся мнения педагогов, психологов и врачей. Под подвижными играми подразумевают небольшие игровые упражнения, позволяющие всем участникам в полной мере проявить ловкость и координацию, быстроту и глазомер.
При этом не требуется какого-то особого инвентаря, большого пространства. Но при всей своей простоте подвижные игры выполняют оздоровительную функцию, ведь основным компонентом таких игр являются различные виды многих жизненно важных движений, которые выполняются при разных условиях.
При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих ; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психические и физические нагрузки в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастом группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).
Оздоровительный компонент достигается за счет того, что при выполнении большого количества движений в организме происходят химические процессы. Они активизируют обмен веществ, дыхание, кровообращение, а эти процессы способствуют тому, что развиваются кости, мышцы и соединительные ткани, а кроме этого повышается подвижность суставов и позвонков. Благодаря этому в клетки, в том числе костей и мышц, доставляется больше «строительного материала», и кости больше увеличиваются как в длину, так и в ширину, более интенсивно нарастают связки и мышцы. В результате занятий подвижными играми и физическими упражнениями увеличиваются и развиваются также все внутренние органы.
Все органы и системы организма тесно связаны между собой, поэтому активизация одного из них влечет за собой усиленную работу других, поэтому даже самые простые подвижные игры позволяют значительно укрепить здоровье, закалить организм ребенка.
Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии. Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут. Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания.
Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительно, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе. Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению размеров грудной клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). Дыхание, учащающееся во время подвижной игры, заставляет сердце биться чаще и усиливать кровообращение, в результате которого ткани гораздо больше, чем обычно насыщаются кислородом и быстрее происходит обмен веществ, выводятся токсины, шлаки, которые могли накопиться в организме.
При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха. Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки, а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.
Сердце ребенка за период роста увеличивается в 8-10 раз, и для стимуляции этого процесса очень полезны умеренные физические нагрузки, иначе поверхность сердца может обрасти жиром, а миокард (мышцы сердца) становится дряблым, не способным к сильным сокращениям. Это, в свою очередь, ухудшает снабжение тканей, особенно периферийных органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют не только скелетные мышцы человека, а и сердечную мышцу. Сердечная мышца натренированного человека с каждым сокращением посылает в кровеносные сосуды (артерии) значительно больше крови, чем у лиц, физически мало тренированных. В промежутке между сильными сокращениями натренированное сердце дольше отдыхает и благодаря этому уменьшается частота сердечных сокращений. т. е. сердце начинает работать более экономно, меньше устает, становится выносливым. Натренированное сердце хорошо справляется с долговременным тяжким трудом, и, наоборот, сердце человека, который мало тренированный и ведет малоподвижный образ жизни, хуже справляется со своей насосной функцией и, как результат, недостаточно обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Человек, который с детских лет вёл малоподвижный образ жизни, имеет всегда ослабленную сердечнососудистую систему и поэтому тяжело переносит физические нагрузки. Кроме того, повышенная деятельность сердечной мышцы и легких улучшает координационные движения, реакцию нервных центров и, как бы это ни было удивительно, оказывают немалое влияние на быстроту и качество психических процессов, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения.
Подвижные игры также положительно влияют и на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применение организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.
Подвижные игры хорошо действуют и на нервную систему. За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают. Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями. Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.
Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую в как в спорте, так и в любой трудовой деятельности.