Наталья Дьяченко
Консультация для воспитателей «Игровая сказкотерапия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация пространства кабинета игровой терапии.
Идеальная игровая комната достаточна просторна, чтобы ребёнок мог проявлять значительную двигательную активность, не подвергая себя опасности удариться о предметы мебели, и все же не настолько велика, чтобы он терялся в ней и чувствовал себя отдельным от психолога.
Минимальный размер игровой комнаты составляет приблизительно от 9,5м2 до 14,5м2.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровая сказкотерапия в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Независимо от величины комнаты хорошо, если она на половину покрыты линолеумом, другая – ковром, что позволит проводить активные, «грязные» упражнения на одной стороне, не беспокоясь постоянно о том, что ребёнок может повредить ковёр.
Сторона комнаты,покрытая ковром, предназначена для спокойной деятельности, а также рутинной работы, падений и кувырков, которые удобнее выполнять на мягкой поверхности.
Небольшая раковина, расположенная на линолеумной стороне помещения, очень полезна в качестве источника воды для ящика с песком, для водной игры. Для рисования или просто для мытья рук.
Если в игровой комнате есть окна, замените обычное стекло, пластиком. Кроме того, окна должны закрываться на щеколды, с которыми может справиться взрослый человек.
Оборудование кабинета игровой терапии
Кабинет игровой терапии должен быть оснащё н следующим материалами:
1. Художественные материалы – карандаши, пастель, фломастеры, краски;
2. Бумага разных размеров;
3. Куклы, солдатики и армейское снаряжение;
4. Кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку, звериную семью, например медведей или зайцев;
5. Игрушечные предметы быта (телефоны, посуда, кухонная плита, утюг, холодильник и т. д.);
6. Настольные игры;
7. Кубики разных размеров;
8. Тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);
9. Машины, кораблики, паровозики и т. д. ;
10. Музыкальные инструменты, исключая духовые;
11. Пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;
12. Картонки из-под яиц;
13. Губка, полотенце, верёвка, лоскутики;
14. Клей, прозрачный скотч;
15. Разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев).
После каждого сеанса в комнате нужно навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки – это слова ребёнка, ребёнок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимые для выражения чувств. Игровая комната должна представлять собой образец порядка и надёжности. Частью этой надёжности является то. Что каждая игрушка всегда находится на своём месте.
Возможности песочной терапии
Данный метод позволяет гармонировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредствам нескольких механизмов:
1. Проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
2. Отреагирования отрицательного негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
3. Расширения внутреннего опыта за счет осознания содержаний глубинных уровней психики, в том числе архитепического, и укрепления сознательного Я;
4. Изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
5. Укрепление (или пробуждение) доверия к миру, развитие новых, более продуктивных отношений с миром.
Оснащения кабинета песочной терапии.
1. Подносы с песком.
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5х72,5х7см (часто используются другие пропорции, например, 50х70х8см или 49х70х10см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные её фрагменты. Один из подносов используется для сухого песка, а другой для влажного. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены для сухого, а другой – для влажного песка дно и внутренняя часть бортов выкрашена в голубой цвет, символизирующий воду, снаружи и поднос должен иметь бежевый цвет символизирующий песок и сознание.
Песок занимает примерно одну треть объёма ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов. Боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие,так и домашние, а так же вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.).
Дома, другие жилища, мебель. Мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п., храмы различных религий.
Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
Деревья, кусты, цветы и другие растения.
Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
Небесные объекты : солнце, луна, звёзды, радуга и пр.
Транспортные средства: наземные, водные, воздушные.
«Мультяшные» персонажи.
Маски.
Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, ткани, меха.
Зеркала.
Миниатюрные часы, весы, маятник.
Ларцы, коробочки.
Миниатюрные музыкальные инструменты.
Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
3. Технические устройства.
Фотоаппарат, набор фотоплёнок.