Инна Беляева
Консультация для начинающих воспитателей «Технология проектирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.
Педагогам хорошо известно, что уважение к личности ребёнка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Ограждённая от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Публикация «Консультация для начинающих воспитателей „Технология проектирования в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок- взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведёт ребё нка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в нём, затем партнёрство и наконец сотрудничество. Соучастие в деятельности- это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребёнка самоценна и у него уже есть какой- то опыт в восприятии окружающего мира.
Содержание проектной детской либо детской- взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой- это рассмотрение возникающих проблем, формируется способность ребёнка самостоятельно решать их. Сам ребёнок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчётливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.
Условно можно выделить четыре группы проблем:
- «ребёнок и его семья»;
-«ребёнок и природа»;
-«ребёнок и рукотворный мир»;
-«ребёнок, общество и его культурные ценности».
Первые социальные связи ребёнок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него - главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребёнка. Устанавливается «интимный круг общения», относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребёнок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребёнка занимательным объектом, затем превращаются в партнёров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится ещё шире. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.
Выделение уровня социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражён социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребёнка.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции- удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых- порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, практике - ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
В процессе проектирования ребёнок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
-заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми); -открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
-согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так:
- в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых;
- в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнёра;
-в старшем - переходит к сотрудничеству.
Соучастие в деятельности - это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.