Грачева Ирина
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения-преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).
Целью ролевых игр для детей 5-6 летнего возраста является обучение самостоятельности, проявления инициативы, выявление творческих способностей, развитие доброжелательного отношения к окружающим, умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликтные ситуации без помощи взрослых.
В процессе достижения целей решаются следующие задачи:
Развивается интерес к профессиям.
Ребенок приобщается к взрослому миру.
Формируются коммуникативные навыки.
Развивается речь, обогащается словарный запас.
Расширяется кругозор, приобретаются специфические знания.
Сущность сюжетно-ролевой игры-какая-либо выдуманная ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого человека. Дети сами способны создавать игру.
Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада Организация сюжетно-ролевой игры проходит в несколько этапов.
Первый этап. Подготовка. Воспитатель, с целью обогащения впечатлениями, проводит тематические занятия, экскурсии или прогулки.
Второй этап считается основным. В него включается начало игры и ее ход. Так как подобные игры не требуют особого предварительного планирования и жесткого следование правилам, а главной целью является правильное распределение ролей между детьми. Перед началом игры дошкольники вместе с воспитателем выбирают, в какой роли будут задействованы.
Третий этап. Участие воспитателя и игре, главным образом оно заключается в советах, напоминаниях, помощи в решении конфликтных ситуаций.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада отличаются от тех, которые используют для таких же игр в младшей и средней группах. Это связано с физическим и умственным развитием детей. Следует уменьшать размер игрушек с взрослением ребенка. Так же в игру добавляют новые атрибуты. Например, для игры в «Больницу» в младшей группе следует предложить ребенку детский градусник, бинты и халат. В средней, можно добавить грелку и сумку, а в старшей-шапочку, шприцы и карточки для больных.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию «учителя». Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам-взрослому или сверстнику.
Такая стратегия обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. И все эти принципы «повиснуть в воздухе» если мы не определим реальной опоры и реального средства, на которое может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжетная игра. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в старшей группе детского сада.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?
Для того, чтобы действительно переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшею ее эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников-это игра-фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры-совместным сюжетосложением.
Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.
На данном этапе-это совместное сюжетосложению. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются сюжеты волшебных сказок. Например, сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу-новогодней елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т. д.
Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно изменить знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета. В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность.
По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец).
Характер игры-придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:
1 совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;
2 частичное преобразование известной сказки;
3 придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
4 развертывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе «телефонных разговоров»
5 придумывание новых историй на основе реалистических событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.
В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является «играющим партнером» в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
В завершении любой сюжетно-ролевой игра воспитатель проводит диагностику игровой деятельности каждого ребенка, принимавшего участия в игре. Используют несколько уровней освоения игры, для которых рассматривают следующие параметры:
Насколько ребенок включен в игру;
Как отображает игровые сюжеты;
Способен ли воспроизводить игровое поведение;
Умение вступать в диалоги;
Доброжелательность в общении со сверстниками;
Насколько правильно выбирает предметы для игры;
Проявляет ли инициативу;
Имеются ли у ребенка любимые роли и насколько они разнообразны.
Рассмотрим уровни усвоения сюжетно-ролевой игры ребенком.
Высокий уровень. Ребенок полностью включается в процесс игры, может отображать ее сюжеты, вступает в диалоги, доброжелателен к сверстникам, правильно выбрать игровые предметы, инициативен в обсуждении новых идей, у него есть любимые роли.
Хороший уровень. Ребенок включен в игру, может воспроизводить ролевое поведение, вступает в диалоги со сверстниками, правильно выбирать игровые предметы, есть любимые роли, дружески относится к другим участникам игры.
Слабый уровень. Ребенок не включен в игру, часто отвлекается, выбираемые им роли однообразны, использует одни и те же действия в игре, при общении со сверстниками требуется помощь воспитателя.
Низкий уровень. Ребенок плохо владеет игровым сюжетом, роли однообразны, раздражается во время общения со сверстниками, не проявляет инициативу в игре.
Такой способ диагностики позволяет воспитателю сделать выводы, правильно ли он выбрал педагогическую тактику взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игре и какие затруднения дети испытывали во время игры.