Елена Ворожейкина
Консультация для воспитателей «Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторное развитие направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания действительности.
Задачи сенсомоторного развития :
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие координации движения кистей рук;
- формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Создание развивающей среды является необходимым условием для сенсорномоторного развития детей раннего возраста. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Взрослый должен стать посредником между ребенком и окружающей средой.
Основным методом организации игр, занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста. Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Дидактический материал может быть подобран, как стандартного происхождения (карточки по различным темам, книжки, мозаика, пирамидки, бочонки, мелкий и крупный строительный материал) так и сделанные своими руками (разнообразные дидактические игры). Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Для развития крупной моторики должно быть необходимое физоборудование (мячи, веревки, мешочки, доски, скамейки).
Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой. Эти игры требуют специального оборудования. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др., шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки и т. д.
Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.
Различный природный материал развивает тактильные ощущения : шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «Цыплята» (перебирание фасоли и гороха, рисуют пальцем, ватными палочками, по рассыпанной манной крупе или муке, в сухом бассейне из гороха и фасоли находят на ощупь мелкие игрушки; выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.
Находясь в правильно организованной предметно- развивающей среде, с помощью воспитателя, дети получают возможность полноценно развиваться, накапливают необходимые знания, умения и навыки в сенсорномоторном развитии, что успешно повлияет на дальнейшее умственное развитие ребенка.