Приложение МААМ

Консультация для воспитателей  «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация для воспитателей  «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Публикация «Консультация для воспитателей  „Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проведя сентябрьскую диагностику нами было выявлено, что у многих детей:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. А зачастую и вообще однословная речь, состоящая лишь из однословного ответа на вопрос.

• Недостаточный словарный запас.

• Бедность диалогической речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

• Не способность построить монолог. Большинство детей не смогли составить нам рассказ ни по серии сюжетных картин, ни по сюжетной картине. Они подменили рассказ перечислением предметов и действий.

• Отсутствие навыков культуры речи.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Поэтому важно педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе.

Цель:

- Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи:

- Овладению речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха)

Для осуществление цели и решения поставленных задач предлагаю выбрать следующие направления:

1. Развитие речи с помощью предметно-развивающей среды,

2. Развитие речи на протяжении всех видов непосредственно- организованной образовательной деятельности,

3. Развитие речи детей во время общения взрослых и детей.

Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Обогатить книжный уголок яркими, красочными книгами, чтобы привлечь внимание детей и желание их посмотреть, а, как следствие, придумать рассказ по иллюстрациям.

Для театрализованного уголка я бы рекомендовала приобрести и изготовить разные виды театра, разнообразные маски.

Хотелось бы, чтобы группа была оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи у детей.

В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы советуем совместно с детьми изготовить макеты: например, «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместили их в уголке природы.

Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, приобретите конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл.

Необходимо систематизировать практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия, тематические альбомы, игры для развития мелкой моторики.

Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

Поэтому в было бы неплохо иметь в группе Книгу Сказок, Энциклопедию стихов, куда вы с детьми сможете записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие воображения, мышления и речи детей.

Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление рассказов по картине.

Используя в своей работе приемы моделирования, алгоритмы, схемы, можно познакомить детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок. Важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.

Для создания новых образов героев детских сказок использйте игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Также можно использовать игру «Необыкновенное животное» : путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Затем придумывает ему имя, определяет место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.

Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.

Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми, развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.

Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно использовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, применяйте приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры.

Не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге».

В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.

Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т. д.,

Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, сочиняют загадки, сказки и т. д.).

В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.

Применять наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, проводя наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществлять экскурсии к реке черемшан, на почту, в магазин, в школу, в выездной зоопарк, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.

Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы.

Используя словесные методы, читайте и рассказывайте детям художественные произведения, заучивайте с ними наизусть стихотворения, пересказывайте знакомые им сказки и рассказы, беседуйте на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывайте с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные?», «расскажи как прошёл твой день рождения?»

В театрализованном уголке можно поселить, например, бабушку- рассказушку, которая будет присутствовать в любом режимном моменте и просить детей рассказать о своих действиях.

Применяя практические методы используйте в работе с детьми различные дидактические игры,

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», поэтому используйте игры драматизации, инсценировки.

Любят дети выполнять упражнения с лентами с обручами, с мячами под музыку, поэтому используйте пластические этюды.

Как и предыдущие приёмы любимы детьми хороводные игры.

Успешно осуществляется развитие речи детей в творческой гостиной. Деятельность с бумагой, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Педагог на занятиях изобразительной деятельностью знакомит с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются, закрепляются певческие навыки и формируется стереотип правильного произношения звуков, слов. Характеризуя музыкальные произведения – дети подбирают качественные прилагательные. Разучивание песен – предполагает заучивание наизусть. Слушая музыкальные произведения – рисуют образные картины, составляя предложения и рассказы. Проведение праздников – предполагает общение со сверстниками, со взрослыми.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, семинары-практикумы, беседы и консультации с родителями. Размещение информационных листовок в уголке для родителей тоже не будет лишним.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей  «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 12 января 2020 в 12:17
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей  «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Мелихова Ирина Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД