Татьяна Бадаева
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. Процесс овладения речью сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности.
Слайд 2
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
Слайд 3
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Слайд4
Как заметила Е. И. Тихеева «В пустых стенах ребёнок не заговорит»
Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. Насыщая групповое пространство, предусматривалось чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, в познании, и в общении. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются книжный, театрализованный и речевой уголки.
Слайд 5-6
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2-3 человека, он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей. Цель создания уголка речевого развития- оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься. В уголке подобран разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя игровые наборы и предметы для развития речевого дыхания, дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физкультминуток, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Слайд 7-8
Театрализованный уголок даёт возможность ребёнку взять на себя роль сказочного персонажа, дети перевоплощаются, фантазируют входя в образ. Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений: развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков, работа над выразительностью речи персонажей. Театральный уголок включает в себя различные виды театра, маски, ширма, фонотека, стенд с рисунками и поделками.
Слайд9-10
Уголок книги знакомит воспитанников с миром художественной литературы: с произведениями устного народного творчества, авторскими произведениями с классиками детской литературы, способствует стимулированию речевой активности, пополнению словарного запаса детей.
Слайд 11
Большое значение для развития речи дошкольников имеют сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» которые способствуют развитию умения вести диалог со сверстниками и взрослыми. Ценность сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника заключается в том, что она стимулирует возникновение общения между детьми, формирует их речевые действия, заставляет строить их речь правильно, обеспечивает возможность осуществления речевой деятельности на более высоком уровне.
Слайд 12-17
Мини-музей в группе организуется с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентирован на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада, не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, совершенствование познавательных процессов и речевого развития. Выставки и коллекции, представленные в музее способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, подбирают синонимы, антонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных творческих рассказов. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея при этом отрабатывается монологическая речь.
В музее организуются выставки детских рисунков, поделок на которых дети представляют продукты своего творчества и рассказывают о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения т. е. вырабатывается грамматически правильная речь.
Использование художественного слова во время занятий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность.
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объё мом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении, правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.