Аманкулова Сауле Булатканыевна
Консультация для воспитателей «Создание позитивных качеств речи у детей дошкольного возраста: важность и роль сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к сказкам пробуждается у человека еще в раннем детстве и сопровождает его на протяжении всей жизни. Существует множество исследований, рассказывающих о роли и значимости сказок в формировании положительных характеристик характера и психических процессов у детей дошкольного возраста. Один из знаменитых педагогов, К. Д. Ушинский, подчеркнул важность народных сказок, а В. Г. Белинский и А. С. Пушкин положительно отозвались о сказках и их значимости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание позитивных качеств речи у детей дошкольного возраста: важность и роль сказок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сказка охватывает разные стороны деятельности ребенка, особенно в художественно-речевой сфере. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста представляет собой важнейшую общественную задачу, и ее важность должны осознавать и родители, и педагоги.
Организация специальных занятий, направленных на развитие речи в дошкольном учреждении, будет успешной только в случае, если у большинства детей будет достаточно развитое зрительно-слуховое сосредоточение и не менее половины детей в группе владеют активной речью.
Путем использования метода сказкотерапии, разработанного авторами из Санкт-Петербурга Т. Д. Зинкевичем и А. М. Михайловым, возможно успешно решить такие задачи, как снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, развитие способности преодолевать трудности и страхи, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций, а также развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказки делятся на несколько групп, включая сказки о животных, сказки о взаимодействии людей и животных, сказки-притчи, бытовые сказки, заветные сказки, волшебные сказки и другие. Каждая группа сказок имеет свою аудиторию, которая включает в себя детей и взрослых. Наиболее понятны и близки детям 3-5 лет сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, так как в этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными и легко вживаются в их роли, копируя их поведение.
Сказки для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) просты и цикличны, повторяются с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок помогает детям лучше запоминать их и возбуждает их интерес к слову. Сказки эффективно способствуют развитию речи у детей младшего дошкольного возраста, и поэтому я активно использую их в своей работе. Моя работа направлена на развитие речевого творчества, выразительности речи и индивидуальных способностей детей. Для этого я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.
2. Пополнение словарного запаса.
3. Развитие способности воспринимать, понимать и эмоционально реагировать на сказку.
4. Развитие представления о мире.
5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
6. Вдохновение на использование сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Я использую сказки как во время воспитательно-образовательного процесса, так и в повседневной жизни и индивидуальной работе с детьми.
Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую : настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т. д.). Пусть дети поздороваются друг с другом и пожелают всем счастья.
Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.