Любовь Яковлева
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр для детей»
Вступление
Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, т. к. только они включают в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, дети так же проверяют, уточняют свои социальные знания, неосознанно готовясь к будущей взрослой жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Замечено, что играя, современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, позаимствованные из фильмов и мультфильмов, беря на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (водитель, строитель, врач и т. д, а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дети, проводящие слишком много времени у телевизоров и планшетов, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых и их поступков.
Игра детей, это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».
С каждым десятилетием дети всё меньше играют в простые ролевые игры, и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно-ролевым играм, интерес к ним пропадает, а сами игры становятся всё более примитивны и однообразны.
Наблюдения воспитателей группы (из опыта работы)
Наблюдая за детьми своей группы, в начале года, было замечено, что и наши воспитанники слабо владеют сюжетно-ролевыми навыками ведения игры. Часто в игре наши дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащая игровое содержание. Так же характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же ролей в сюжетной игре. В группе присутствуют дети, которые практически не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтам, и как итог - к завершению игры, или же ребёнок старается покинуть место общей игры, занявшись чем-то другим, по интересу.
Наши воспитанники, выбирая для себя роли, причём - желаемые роли, начинают играть, и мы видим, что сюжет часто принимает агрессивный характер. Это опять же говорит о нехватке игрового опыта, или, о том, что они переносят те наблюдения и знания из семьи и ближайшего окружения.
При проведении совместных с детьми сюжетно-ролевых игр, мы стараемся показать пример правильного ролевого поведения, корректируя действия игроков. Считаем, что просто необходимо показывать свой, личный пример, или же продемонстрировать линию правильного поведения, т. к. только при таком поведении, со стороны взрослых, можно научить детей правильно взаимодействовать в социуме.
Постановка целей для успешной работы
Для успешной работы по организации сюжетно-ролевых игр, в нашей группе, мы определили следующие задачи:
- изучить теоретические основы роли воспитателя в сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста;
- создать развивающую предметно-игровую среду соответственно возрасту;
- привлечь внимание родителей к игровой деятельности (консультации по данному вопросу; изготовление атрибутов к ролевым играм).
Процесс руководства сюжетной игрой
Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций и не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами, если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей и воспитания у них умения жить в коллективе.
Процесс построения сюжетной игры нами строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочетался с обучением и воспитанием.
Исходя из этого были выделены три группы методов, по которым построена дальнейшая работа:
Первая группа методов связана с обогащением и закреплением уже имеющихся у детей знаний и навыков, а так же впечатлений и представлений об окружающей среде. К ним так же отнесём наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, игры-имитации.
Вторая группа методов - это методы, способствующие обогащению и дальнейшему развитию игровой деятельности.
Среди них особо важное значение имеет непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре. Принимая участие в игре, мы стимулируем детей к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учётом темы и воображаемой ситуации. Вместе с детьми мы планируем ход игры и последовательность действий. Обязательно предлагаем, а не навязываем, свой вариант распределения ролей и согласовываем замысел. Так же создаём поделки из бросового материала, вовлекая их в приготовление материалов, как атрибутику для сюжетных игр, которые в свою очередь, помогают детям объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события.
Совместно с воспитанниками нашей группы мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми и событиями, а так же помогаем зафиксировать придуманные ситуации при помощи рисунков.
В начале игры мы стараемся побуждать детей называть свою роль ещё до начала игровых действий. Мы так же учим детей обращаться к партнёру по игре по имени его персонажа. Учим вступать в ролевой диалог со сверстником-героем. Учим эмоционально изменять интонацию голоса в зависимости от роли. Всё это важно, чтобы помочь полноценно войти в роль.
Когда дети играют самостоятельно, но начинают испытывать затруднения в освоении роли, мы включаемся в игру, беря на себя одну из ролей. Это заметно увеличивает самооценку ребёнка, который попал в затруднительное положение в игре. Но, как правило, наши воспитанники способны самостоятельно выйти из сложных отношений в игре, сумев справиться с эмоциями и нехваткой некоторых слов или речевых оборотов в своём словаре.
Третья группа методов тесно связывается со второй группой - это использование для сюжетно-ролевых действий изобразительной или продуктивной деятельности.
Вместе с нами (но чаще самостоятельно) дети создают игровые модули из конструкторов различного типа, коробок, стульев, создавая объёмные образы (автобусы, поезда, корабли). Таким образом, дети широко применяют в игре предметы-заместители. Воспитанники нашей группы - старшие дошкольники, и поэтому используют гораздо больше предметов-заместителей, чем в более раннем возрасте. Дети сами приносят лоскуты материалов, палочки от мороженого, крышки от бутылок, тубы от туалетной бумаги и многое другое. Материал для любой игры они могут всегда найти под рукой. Содержание уголков мы постоянно пополняем по мере расширения кругозора детей и обогащения их впечатлений.
Для продолжения успешной работы по этому направлению, целесообразно составить план по самореализации, а так же провести день открытых дверей для родителей с целью показа открытого занятия: как пример - «Познавательно-игровой досуг с элементами сюжетно-ролевой игры».
План по самореализации:
- обогатить знания по актуальным вопросам сюжетно-ролевых игр в воспитании ребёнка, через изучение специальной методической литературы;
- добавить в картотеку игры для всех возрастных категорий будущих воспитанников;
- проведение наблюдений за детьми для диагностических мероприятий по мониторингу;
- проведение мониторинга на начало учебного года и анализ итоговых результатов на конец учебного года, на основе мониторинга;
- изучение опыта работы воспитателей других ДОУ, через посещение МО.
Ожидаемые результаты от плана по самореализации:
- проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях) по сюжетно-ролевым играм в социализации личности детей;
- приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности детей;
Работа с родителями:
- оформление папок-передвижек по вопросам внедрения сюжетно-ролевой игры в семейном воспитании; День открытых дверей для открытых мероприятий.
Заключающее обобщение
Мы, воспитатели, осуществляем косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой, т. е. создаём условия, способствующие возникновению, развёртыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей, с учётом обогащения игрового опыта между ними.
Сюжетно-ролевая игра, проходя длительный путь развития, начинаясь ещё в младшем дошкольном возрасте, только к старшему возрасту, и только при грамотном участии воспитателя, достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. Воспитатель, работая с детьми в ролевой игре, выступает координатором сюжетной линии, внося коррективы в процесс игровой деятельности в соответствии с планом организации.
Для развития самостоятельности у детей, воспитатель должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого», т. к. ролевая игра - его подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому так важна роль воспитателей, и родителей в том числе, в обучении детей определённым правилам взрослой жизни, воплощая свой взгляд и свои представления через проведение сюжетно-ролевых игр.